Татьяна Метелева
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию
«Знакомство с русской избой»
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, самовар и т. д.);
• обогатить словарь детей народными, поговорками, загадками, новыми словами;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно — творческие способности детей.
• Формировать у детей умение узнавать сказку по, по иллюстрации.
• Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
• Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Рефлексия: развитие памяти, образных ассоциаций.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.). Блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, валенки для игры, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки.
Ход занятия:
Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служили эти предметы?
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили.
А как вы думаете, что можно приготовить в ней?
Ответы детей.
-Конечно щи, кашу, пекли хлеб, пироги и многое другое. Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
А сейчас ребятки отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами для освещения избы, горели лучины, а после уже свечи – девушки пряли пряжу и пели песни, рассказывали сказки, играли.
А вы хотите, поиграть в одну из таких игр?
(под русскую народную мелодию проводится игра «Валенки»). Дети на команды делятся по картинкам. На картинках самовар и ложки.
Игра. Две команды начинают старт под начало музыки. Обувают один валенок и бегут до стула, оббегают его и возвращаются к команде. Передают валенок следующему ребенку. Победители те, чья команда завершит эстафету первыми.
Хозяйка. Ну что ребята, устали? Теперь можно и отдохнуть, хотела вас пирожками угостить да не успела. Вы поможете мне?
Ответ детей.
Для того чтобы испечь пироги что нужно?
Пойдемте за мукой в амбар (дети шагают на месте).
Дома разбили яички в миску (ребром ладони ударяем о другую ладонь).
Замесили тесто (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Стряпаем пирожки (лепят пироги).
Хорошие пирожки получились, выкладываем их на противень и ставим в печь.
Хозяйка. А пока ребята у нас пекутся пироги, я вам покажу, что у меня есть.
Это чудесное блюдечко с наливным яблочком. Это блюдечко с яблочком не простое, любят загадывать загадки про сказки русские. Покатим яблочко по блюдечку, “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам сказки разные.
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты русских сказок «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Теремок», «По щучьему велению», «Зимовье зверей»).
Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшая беседа: “Что это за сказка? Какие персонажи?”
Хозяйка. Ребята понюхайте. Кажется, чем-то пахнет.
Ответ детей.
Хозяйка. Это наши пироги поспели.
Хозяйка вытаскивает из печи настоящие пироги и угощает детей.
Вам понравилось угощение? А что вы нового узнали сегодня? Что вам больше всего у меня понравилось?
Ну а теперь настала пора прощаться. До свидания гости дорогие. Приходите еще! под веселую русскую народную мелодию, хозяйка провожает к выходу гостей.