Татьяна Кичкирёва
Интегрированное занятие по мотивам мордовских народных сказок «Мордовские сказочные герои» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
по мотивам мордовских народных сказок «Мордовские сказочные герои»
для детей средней группы
Цель: систематизировать знания детей о мордовских сказках и их героях
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Интегрированное занятие по мотивам мордовских народных сказок „Мордовские сказочные герои“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и предметам
Продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой (костюм, фольклор).
Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, оценивая поступки героев, характеризуя нравственные качества.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к культуре мордовского народа, патриотические чувства.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь
Развивающие:
развивать память, внимание, мышление, воображение, творческие способности и речь детей,
закреплять правильное произношение слов мордовского языка, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
развивать способность анализировать положительные и восприятие детей отрицательные поступки героев, развивать творческие способности и находчивость.
Материал: сундук с предметами быта мордовского народа, кукла в национальном костюме, лапти, картинка «ковра самолёта» несколько образцов национального орнамента для заплатки, звукозаписи, магнитофон, сюжетные разрезные картинки по сказкам, картинка собаки для соединения по точкам для каждого ребёнка, карандаши,
Методические приё мы:
Словесные: беседа по вопросам, называние мордовских слов, названия сказок, прилагательных. ТРИЗ, использование четверостиший.
Игровые: подвижная игра «В лапоть», «Собери картинку из частей», игровая ситуация- путешествие на» ковре – самолёте», «Подбери заплатку».
Наглядные: Сюжетные картинки, предметы быта, кукла – мордовка, панар. панго к ней.
Практические: рисование по точкам, сбор картинок из частей.
Предшествующая работа: чтение мордовских сказок, рассматривание и знакомство с национальной одеждой, знакомство с бытом мордовского народа, предметами быта, с национальными играми. Пение песен, разучивание национальных танцев, песен, рисование и аппликация по мордовским мотивам.
Ход:
в группе звучит музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель:
Любите, ребята, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Скоро их повстречаете!
Вспомните, как начинаются все сказки?
Ответы детей : «Жили-были…». «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - «однажды». «В то давнее время, когда …»
Воспитатель: А как заканчиваются?
Ответы детей : …и жили они вместе долго и счастливо
. ни в сказке сказать, ни пером описать
. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
. с тех пор жили они долго и счастливо
. по усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.
Воспитатель: Правильно! Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну мордовских сказок, которые родились у нас в мордовском краю.
Я вам предлагаю отправиться в неё на необычном транспорте. Хотите узнать на каком?
Дети. Да.
Воспитатель: Приглашает нас в полет необычный самолет,
С виду он ковер обычный, но летает он отлично.
Может кто-нибудь догадался, на чем мы полетим?
Дети. Самолет
Воспитатель показывает картинку "ковра – самолета» с национальным орнаментом.
Воспитатель: да беда случилась – ковё р прохудился от старости - нужно решить проблему: нам надо лететь, но мы не можем этого сделать в ковре дыра.
Ответы детей : Можно купить новый или взять на прокат, залатать.
Воспитатель: Давайте поставим заплатку
Дети у доски подбирают из несколько предложенных вариантов заплатку с мордовским орнаментом, как на «ковре»
Воспитатель: Молодцы. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова, чтобы наш "ковёр-самолёт" взлетел: «Раз, два. Три – ты ковер взлети!»
Звучит музыка
Воспитатель: Наш ковер по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Открываем шире глазки,
Попадаем с вами в сказку.
Посмотрите, кто нас встречает? (Показывает картинку из сказки «Мальчик с пальчик»)
Дети: Мальчик с пальчик
Воспитатель: откуда он появился?
Ответ детей.
Воспитатель: как помог своим старым родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Каким был мальчик с пальчик?
Ответы детей.
Ответы детей.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Вставайте на «ковёр»
Звучит музыка.
Воспитатель: На нашем пути сундук. Заглянем в него.
Рассматривают мордовскую деревянную утварь : ложки, миску, крынку, кувшин. Стаканы.
Потрогайте, из чего сделана посуда»
Дети: из дерева
Воспитатель: Значит, она какая? (деревянная)
А это что за предмет и чей он? (Бочонок с мёдом благодарного медведя)
Ответы детей.
Воспитатель: За что медведь отблагодарил женщину – мордовку?
Ответы детей.
Воспитатель: В сундуке и одежда. Как называется мордовское платье? (Панар)
Воспитатель: Как называется головной убор мордвы? (панго)
Наряжает куклу – мордовку.
Воспитатель: Это девушка из сказки «Девушка – берёзка». Как её зовут?
Чему учит сказка?
Ребё нок: Быть добрым, не делать зла другому человеку, не быть завистливым.
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Ответы детей.
Воспитатель : Как можно по-другому назвать её? (Говорящая скрипка)
Достаёт лапоть из сундука.
Что это? Лапоть.
Воспитатель: лапти в старину носила вся мордва, а ещё в большой мордовской семье дети любили играть в разные игры с ним. давайте и мы поиграем в игру «В лапоть»
Проводится подвижная игра.
Воспитатель: А этого героя сказки мы угадаем, когда соединим точки на карточках.
Дети садятся за столы и соединяют по точкам собаку.
Воспитатель: Из какой сказки этот герой? («Как собака друга искала»)
Правильно. Много мордовских сказок вы знаете. Сейчас вы соберёте картинку из частей и скажите, как называются эти сказки.
Под национальную мелодию проводится игра «Собери картинку из частей».
Воспитатель: Молодцы, дети. Нам нужно вернуться из нашего путешествия:
вставайте на «ковёр – самолёт».
Звучит музыка.
Используемая литература:
Мы в Мордовии живем ПРИМЕРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, - Мордовское книжное издательство, 2011.
Мордовские сказки. – Мордовское книжное издательство. Саранск, 2000.
«Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993
Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт. -сост. Е. Н. Киркина. /-Саранск 2004.