Лариса Валерьевна Бизина
Конспект интегрированного занятия по логопедии «Знакомые незнакомцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по логопедии
на тему: «Знакомые незнакомцы»
Цель учителя-логопеда : вызвать у детей интерес к слову, научить замечать непонятные слова, пробудить у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением.
Цель учителя музыки: формировать правильное дыхание при распевании мелодии на отдельные слоги и гласные звуки, отдельные слова в коррекции речевого аппарата.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по логопедии „Знакомые незнакомцы“» размещена в разделах
Ход занятия
1. Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии). Логопед встречает детей и приглашает их к столику. Дети здороваются и занимают места около своих стульчиков.
Логопед. Сначала сядут девочки, потом сядут мальчики.
2. Логопед : Умеете ли вы внимательно относиться к словам? Задумываетесь ли вы над их значениями? Когда вы впервые услышали сказку «Колобок»? Наверное, вам было года три. Конечно, вы ее отлично знаете, но давайте еще раз прочитаем начало сказки.
Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, т. е. непонятно, что они обозначают.
Колобок
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горстки две.
Что обозначают слова сусек, короб, крылышко, горсть? Как быть? Понять значения этих слов вам помогут рисунки.
сусек горсть
крылышко короб
Сусек — ящик для ссыпки зерна.
Горсть — рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть. Крылышко — засушенные гусиные перышки.
Короб — изделие для укладки и носки чего-нибудь.
Вывод учителя после чтения сказки «Колобок» : рисунки помогли уяснить значение слов, лучше понять сказку. Художник нарисовал и короб, и сусек, и крылышко, и горсть. Теперь значение этих слов стало понятно, и мы с вами можем представить, что и как делала старуха. Теперь мы знаем, что муки у старухи и старика было очень мало, можно сказать, совсем не было, можно представить себе, как старуха взяла крылышко и стала мести короб, сусек, чтобы наскрести хоть немного муки.
Слова сусек, короб, крылышко обозначают предметы, которые уже вышли из употребления. А горсть каждый из вас может показать сам, объясняя другим значение этого слова.
Рассматривая с детьми толковый словарь, учитель подчеркивает, что все слова в любом словаре располагаются в порядке алфавита и что обычно над каждым словом ставится ударение, чтобы показать, как надо правильно его произносить.
3. Вот какая смешная история произошла с одним маленьким мальчиком. Послушайте стихотворение и ответьте: почему мальчик не мог найти привет?
Можно ли нарисовать привет?
Прислала мне тетя
Печенья,
Конфет,
Варежки,
Шарф
И горячий привет.
Вот варежки,
Шарф
И конфеты
С печеньем.
Где же привет?
Я смотрю с нетерпеньем,
И с чем он?
С грибами?
С капустой?
С вареньем?
Наверное, мама
Привет этот прячет.
Чтобы остыл,—
Видно, очень горячий.
(О. Дриз.)
Найдем значения непонятных слов в толковом словаре. Что значит слово привет?
Привет – обращение к кому-нибудь выражение доброго пожелания, приветствие.
4. Прочитайте слова. О значениях слов со звездочкой вы можете узнать из толкового словаря.
Лодка, пароход, катер*
Пальто, юбка, душегрейка*, брюки, кафтан*
Шкаф, комод*,стол
Самолет, вертолет, дирижабль*
5. Отгадай слова по его толкованию.
Здание, в котором учатся дети.
Ученик, который следит за порядком в классе во время перемены.
Предмет, которым ребята пишут в тетрадях.
Небольшое укрытие, построенное из веток.
Замерзшая и затвердевшая вода.
Книга, по которой дети учатся читать в школе.
Окраска голоса.
6. Музыкальная пауза
Учитель музыки:
- А сейчас мы выполним звуко-речевую игру «Ленивый жук»
Я немного пожужжу – жж (трепещут разведенными в стороны пальцами рук - «полет жука»)
На ромашке полежу-жж (покачиваются из стороны в сторону, как на качелях)
Муха в воздухе летает – вз (глазами прочерчивают в воздухе траекторию полета мухи)
Я на муху погляжу – жж (головой повторяют траекторию полета мухи)
Поглядел и есть пора – жж (поглаживают «животик», предвкушая вкусную еду)
На обед у нас кора – ням («едят»)
Пожую, спою жужжалку: (поют гамму в ре мажере)
И улягусь до утра-а-а… (зеваю)
Потому, что спать пора – тс-с-с-с. (ложатся на ковер, «засыпают)
7. Учитель-логопед
Реши кроссворд. Определи слова по их толкованию.
1 1
2
3
По горизонтали:
1. Группа близких родственников (родители, дети, живущих вместе.
2. Посуда, из которой пьют чай и другие напитки.
3. Растение с тонким зеленым стеблем, которое не принадлежит ни к деревьям, ни к кустарникам.
По вертикали:
1. Он любит мед, а зимой в берлоге лапу сосет.
8. Володя приехал на каникулы к бабушке в Москву. За неделю увидел много интересного.
Подумай и назови места, где были Володя с бабушкой в 1, 2, 3 и 4-й день.
В первый день они смотрели представление, где выступали клоуны, фокусники, звери, акробаты.
Во второй день им удалось посмотреть увлекательную историю про зайца и волка. Целых три серии!
На третий день они решили посмотреть картины, скульптуры, изделия народных мастеров.
В последний день они отправились посмотреть на зверей, которые жи-вут в клетках, на специальных площадках.
9. Случалось ли вам употреблять непонятные слова и попадать из-за этого в смешные положения? Расскажи об этом.
Ты умеешь пользоваться словарем?
Запомните:
1) слова во всех словарях располагаются в алфавитном порядке, чтобы легче можно было найти нужное слово;
2) значение каждого слова разъясняется в словарной статье. Рисунок тоже поможет вам понять, что обозначает слово;
3) если слово имеет несколько значений, каждое из них разъясняется и выделяется цифрой (1, 2);
4) над каждым словом стоит ударение, которое показывает, как пра-вильно его произносить.
Словарь — ваш помощник. Подружитесь с ним, и он поможет тебе сделать вашу речь точной, богатой, выразительной.