Александр Владимирович Чирков-Эйр
Применение методики по теории голосообразования в логопедии и фониатрии
▼ Скачать + Заказать документы
МОНОГРАФИЯ
Первые попытки описания отдельных органов голосового аппарата, дефектов речи, а также принципов
голосообразования были предприняты ещё в далё кой древности: исторические источники в связи с этим
упоминают имена Гиппократа (ок. 460–ок. 370 гг. до н. э., Аристо–322 гг. до н. э., Галена (ок. 130–ок. 200).
Авиценна (Ибн Сина, ок. 980—1037) в фундаментальном труде «Канон врачебной науки» (1024 г.) объяснил
причины возникновения звука и процессы его восприятия органами слуха, анатомию и физиологию
Публикация «Применение методики по теории голосообразования в логопедии и фониатрии» размещена в разделах
функционирования голосо-речевых органов, дал физиологические и акустические характеристики фонем,
особое значение в механизме голосообразования отводил голосовым складкам : указывал на их активную
роль в фонации, а также подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.
В области речевого голосообразования на сегодняшний день существуют не один десяток теорий
формирования речи. В области вокального голосообразования на современном этапе развития науки
основными теориями фонации принято считать две – это миоэластическая и нейрохронаксическая теории
голосообразования.
Практически обоснованная физиологами, мышечноэластическая или миоэластическая (от греч. mys [myos]
«мышца», elastikos «упругий, гибкий») – теория, согласно которой частота звуковых колебаний при
голосообразовании зависит от длины и напряжения голосовых складок, что обусловливается
функциональным состоянием вовлекаемых в процесс мышц гортани. В этом процессе в качестве активной
движущей силы выступает напор дыхательной струи, обеспечивающей размыкание голосовых складок, тогда
как смыкание их является следствием собственной эластичности мышечных волокон. Давление воздушной
струи поддерживается работой всей мускулатуры, участвующей в фазе выдоха, в том числе и гладкой
мускулатуры трахеи и бронхов. Голосовые складки, согласно этой теории, вибрируют пассивно, как упругие
перепонки. Особая роль здесь отводится группе мышц гортани, которые приводят голосовые складки в
состояние смыкания и оказывают сопротивление давлению воздушной струи, а также, сокращению внешних
щитоперстневидных мышц, которые увеличивают натяжение голосовых складок, что отражается на высоте и
тембре голоса.
Миоэластическую теорию голосообразования впервые сформулировал в 1741 году исследователь Антуан
Феррейн, который считал, что фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном
направлении под действием воздушной струи на выдохе. В XIX веке немецкий физиолог Иоганнес Мюллер
(1839) на основании опытов на трупах подтвердили концепцию Феррейна, а также доказал, что оформление
звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки.
В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо)
впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом.
Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод
исследования получил название ларингоскопия (от греч. laryngis «гортань», scopia «смотрю»).
Существенно положения миоэластической теории были развиты в работах Геринга Эвальда (1898, который
создал оригинальную модель гортани, названную им «свирелью» и состоящую из двух эластических
подушечек с косым сечением нижней поверхности, обращенной к воздушной струе. В данной модели
эластические подушечки совершали последовательные движения – расходились и сходились в
горизонтальной плоскости (положение о вертикальной вибрации со времён Феррейна не оспаривалось, но к
концу XIX века стало технически возможным наблюдать за колебанием голосовых складок живых людей с
помощью стробоскопа). В дальнейшем, эта теория развивалась, и, расширяя рамки научной доказательности
в исследованиях многих учёных, и поныне пользуется популярностью в определённых научно-педагогических
кругах.
Сторонками данной теории выступали (1932, (1933, (1935, (1954) и др.
Однако миоэластическая теория не могла объяснить многие факты, встречающиеся в практике: расслабление
и удлинение голосовых складок, уменьшение амплитуды их колебаний при переходе от грудного регистра к
головному на одном и том же выдержанном тоне; неполное закрытие голосовой щели и увеличение
амплитуды движения голосовых складок при усталости голоса у певца.
Так возникла оппонирующая теория – нейромышечная (нейрохронаксическая или нейрогенная) – теория,
согласно которой частота звуковых колебаний при голосообразовании совпадает с числом поступающих из
центральной нервной системы импульсов.
Теоретическое обоснование данной теории увидело свет ещё в 1950 году, её автором был французский
ученый Рауль Юссон. На основе экспериментальных данных он установил, что «дрожание» голосовых
складок представляет собой активные движения голосовых мышц под действием поступающих в них
импульсов, возникающих в центральной нервной системе с частотой производимого певцом звука.
Частота певческого звука, согласно данной теории, зависит от возбудимости возвратного нерва, период
возбудимости возвратных нервов измеряется в единицах времени – хроноксиях, отсюда и название теории.
Одним из главных выводов теории являлась независимость частоты колебаний голосовых складок от
воздушного подскладочного давления.
Ученый считал, что открытие голосовой щели – не пассивное движение, а активный ответ на посылаемые
сюда центральной нервной системой двигательные импульсы. Однако закрытие голосовой щели считал
пассивной фазой, зависящей от эластичности голосовых складок. Таким образом, воздушная струя,
образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, а
материалом, веществом, из которого генерируется звук.
Однако и эта теория имела оппонентов. Одним из основных возражений было утверждение о том, что
передача импульсов высокой частоты к голосовым складкам не может быть обеспечена ввиду того, что
проводимость нерва не превышает частоту сигнала в 400-500 Гц, что было установлено.
Р. Юссон, соглашаясь с том, что гортань человека может генерировать звуки до 500 Гц, однако, согласно его
мнению, это характеризует однофазовый режим проведения нервных импульсов с мышечным ответом,
соответствующим грудному регистру голоса, а для генерации тонов с более высокой частотой требуется
двухфазовый или многофазовый режим, достигаемый вследствие «функционального расщепления» нервно-
мышечных фонаторных единиц.
Обе теории имеют своих противников и последователей, споры не утихают уже более полувека. Кто-то из
исследователей полностью отвергает теорию Юссона, кто-то считает, что тот только уточнил
миоэластическую теорию и принципиально прав в том, что колебания голосовых складок зависят от нервных
импульсов, но при этом в определённой последовательности меняется натяжение голосовых складок.
На сегодняшний день ни одна из них не может с достаточной полнотой объяснить все практические моменты
функционирования голосового аппарата человека уже хотя бы потому, что описывает не работу голосового
аппарата певца в целом, который, представляет собой сложную многоступенчатую в функциональном смысле
систему, а только работу одной, безусловно, важной его части, то есть – особенности колебаний голосовых
складок.
Биомеханическая и мукоондуляторная теории не являются в теоретическом фундаментальном плане
самостоятельными теориями голосообразования и вполне укладывающийся в рамки миоэластической теории
голосообразования.
Биомеханическая теория фонации объясняет работу голосовых складок как работу биомеханической
системы, уточняя, что главным элементом генерации звука гортанью является аэродинамическое состояние
голосовой щели при строгой координации с определённым подскладочным давлением. Согласно данной
теории, колебания голосовых складок являются результатом взаимодействия не только между
подскладочным давлением, эластичностью и массой голосовых складок, но и присасывающими силами между
голосовыми складками согласно закону о движении струи воздуха или жидкости по трубам Д. Бернулли (1726).
Если представить, что гортань человека представляет собой подобие трубы, изменение диаметра которой на
уровне голосовых складок влияет на давление выдыхаемой струи воздуха, то изменении давления воздушной
струи представляет собой единственную движущую силу, благодаря которой положительное давление
размыкает голосовые складки, а отрицательное – «засасывает» внутрь, т. е. происходит их смыкание.
На замыкание щели, согласно данной теории, оказывает также своё действие и эластичность голосовых
складок. В результате действия этих двух сил голосовые складки возвращаются в своё исходное положение и
закрывают голосовую щель полностью (в грудном регистре) или частично (при фальцетном пении). При
следующем напоре воздушной струи цикл движений голосовых складок продолжается до тех пор, пока
имеется необходимость в поддержании фонаторного акта.
Данная теория была обоснована в экспериментальном исследовании Ван ден Берга (1857, который доказал,
что отрицательное давление в фазе раскрытия голосовой щели прямо пропорционально поскладочному
давлению, отсюда следует, что чем громче будет петь певец, тем плотнее и глубже будут смыкаться
голосовые складки, что характерно для голосового регистра, и наоборот. С т. з. биомеханической теории
голосообразования работа голосовых складок носит характер автоколебаний, поскольку механизм их
колебаний заложен в самой автоколебательной системе.
Свою теорию Ван ден Берг назвал миоэластической-аэродинамической.
Согласно мукоондуляторной (от греч. mucusa «слизистая оболочка», ondulatore «волна») теории фонации Дж.
Перелло (1962 г., вибрация голосовых складок есть не что иное, как волнообразное скольжение слизистой
оболочки, покрывающей голосовые складки, возникающее в подскладочной области и распространяющееся
снизу вверх к щитовидному хрящу и далее проходящее по краю верхней поверхности края голосовых складок
и затухающее, при этом происходящее волнообразно: при затухании первой волны появляется вторая и т. д.
Данные убеждения были подтверждены результатами сверхбыстрой киносъёмки, которая показала, что
голосовые складки не вибрируют как одно целое, а частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории,
а слизистая оболочка также совершает аналогичные волнообразные движения.
Выдающийся отечественный лингвист и психолог, убедившись в невозможности стать на сторону какой-либо
одной теории путем скрупулезного взвешивания экспериментальных результатов и доводов сторонников и
противников теории Р. Юссона, логическим путем, опираясь на факты и наблюдения, признаваемые обеими
спорящими сторонами, сконструировал наиболее вероятную модель управления все ми параметрами
речевого и певческого голосообразования. Оказалось, что логи ческий путь неизбежно приводит к
нейрохронаксическому управлению высотой звука, но при этом не снимаются и не отменяются
миоэластические механизм: при пении и речи приходится управлять четырьмя непрерывно изменяющимися
акустическими параметрами – громкостью, высотой звука, тембром и переходными процессами.
Возникновение добавочного независимого управления высотой звука через возвратный нерв является
целесообразным и, возможно, необходимым механизмом.
Одной из последних в отечественной науке была разработана резонансная теория искусства пения. Её автор
– профессор Московской государственной консерватории им. и Института психологии РАН. Данная теория
представляет собой экспериментально-теоретическое исследование роли резонаторов в образовании
певческого звука, при этом предполагает системный подход в рассмотрении голосового аппарата человека и
имеет непосредственное практическое значение для вокальной педагогики и других наук о голосе.
Исторической основой резонансной теории пения являются известные теории речеобразования Г. Фанта, и
др., а также теория Г. Гельмгольца о резонансном происхождении звуков, согласно которой процесс
речеобразования является, в сущности, процессом управления говорящим резонансными свойствами
речеобразующего аппарата, точнее – ротоглоточного резонатора, резонансные свойства которого
регулируются органами артикуляции и отражаются в формантной структуре спектра речевых звуков, по
которым гласные и опознаются на слух.
Резонансная теория пения является развитием этих, общепризнанных мировой наукой идей о резонансных
механизмах речеобразования, но уже применительно к специфике работы певческого голосового аппарата,
служащего для формирования не обычных речевых звуков, но специфической певческой вокальной речи, то
есть эмоционально-эстетических особенностей певческого голоса, особого певческого тембра, вибрато и др.
Это связано с особенностями работы голосового аппарата певца, прежде всего – резонаторов, и не только
ротоглоточного, но и грудного (трахея, бронхи, что и отражается в формантной структуре спектра голоса.
Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизмы голосообразования чрезвычайно сложны, а
существующие теории фонации противоречивы. Современный уровень развития науки позволяет нам
сделать вывод о том, что голосообразования – сложно скоординированный процесс сокращения различных
групп мышц: в функции голосообразования человека принимают участие сорок отдельных мышц –
дыхательных, гортанных и артикуляторных (это скоординированная деятельность многих органов и систем
человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т. д.). Все
они совмещают свою работу в рамках сложной физиологической модели. Согласованная работа мышц
зависит от степени их напряжения и, соответственно, расслабления; другими словами, мышцы гортани
проявляют свою функцию в изменении напряжения, длины и массы голосовых складок и собственных мышц,
все мышечные движения являются результатом регулирующей деятельности центральной нервной системы,
контролирующей эластическое напряжение мышц, однако не исключается значение воздушного столба в
колебании голосовых складок, при этом параметры воздушного потока, определяемые в целом системой
дыхания, также контролируются нервной системой человека.
2002 г.