Марина Апаназова
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания «Экологическая сказка Тайга»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая сказка "Тайга"
Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово
Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог МБДОУ № 236 г. Кемерово
Цель: знакомство с хвойными деревьям тайге.
Публикация «Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания „Экологическая сказка Тайга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: расширить знания детей об особенностях хвойных деревьев, произрастающих в тайге, показать их значение для животных и человека, воспитывать бережное отношение к лесу, формировать патриотические чувства.
Материал и оборудование: лупы, “Ящик ощущений”, “посылка” от старичка Лесовичка, ветки и шишки ели, пихты, сосны, лиственницы, кедра, орешки кедра, иллюстрации хвойных деревьев, фотография старого кедра, иллюстрация птицы-кедровки, карточка зелёного цвета, обозначающего тайгу и карточки с условными обозначениями условий среды (света, тепла, воды достаточно, почва богатая (см. занятие №7).
Ключевые слова: хвоинки, пихта, сосна, кедр, лиственница.
Ход занятия
1. Беседа.
Педагог-психолог
Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с замечательными деревьями, которые растут в нашем крае. Отгадайте загадку:
Стоит красавица
В зеленом платьице.
До нее дотронешься -
Ой, уколешься!
(Дети, как правило, отвечают – ель).
Хорошо, пусть будет ель. Посмотрите, нам старичок Лесовичок прислал посылку. Кто не боится потрогать и определить, что в этом ящике? Не говорите вслух, чтобы другим ребятам было интересно (последний ребёнок вслух отвечает, что он обнаружил в ящике). Еще Лесовичок прислал маленький мешочек, а в нем записка. Прочитаем ее. “Ребята! – пишет старичок, - определите от каких деревьев ветки и шишки я вам отправил. Если справитесь с заданием, то получите гостинец из маленького мешочка”. Садитесь, ребята, за столы и посмотрим эти веточки и шишки. Сначала рассмотрим веточки ели. А ель - хвойное или лиственное дерево? А почему называется хвойным? (Ответы детей). Потрогайте веточки ели. Какие у нее хвоинки? Да, короткие и очень колючие. Посмотрите на них в лупы. Хвоинки – это листочки только узкие в виде иголочек. Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая сидит в своем гнездышке. А вот шишка ели. Посмотрите, потрогайте, понюхайте. (Осматривают, обсуждают).
Теперь посмотрим другую веточку. Это веточка пихты. Чем она отличается от веточки ели? (Ответы детей). Послушайте задание. Рассмотрите в лупы веточки ели и пихты и скажите, почему хвоинки ели колючие, а у пихты – нет? (Ответы детей). А пихтовые шишки очень похожи на еловые, только на ветках растут вверх. Если на ель и пихту посмотреть издалека, то они напоминают пирамиду. Посмотрите на иллюстрацию. А в шишках что есть? (Семена). Для чего они нужны деревьям? (Ответы детей). Давайте немного отдохнем. Я буду деревом-мамой, а вы – моими семенами-детками.
(Далее инсценировка стихотворения Н. Рыжовой готовится в группе вместе с воспитателем заранее).
ПДО эколог: Я дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети: На дереве-маме мы долго висели,
Но время пришло, и мы полетели.
Умчаться подальше от мамы хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадём,
Земля нас накормит, земля – это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зелёным ростком
И маме помашем зелёным листком.
Нам дерево-мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево-мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит.
Педагог-психолог
А теперь снова сядем за столы и посмотрим веточки. Вот веточка сосны обыкновенной. Чем она отличается от веточки ели и пихты? (Ответы детей). Хвоинки у неё очень длинные и дружные: растут по две в каждом гнездышке, словно ушки зайчика. Посмотрите на внешний вид сосны. Чем она отличается от ели и пихты? (Ответы детей). Действительно, у нее другая форма, внизу на стволе нет веток и ствол коричневого цвета, а у ели и пихты – серого.
А вот удивительные веточки. (Демонстрируется веточка лиственницы с желтыми хвоинками). Как вы думаете, это хвойное дерево? (Ответы детей). Это дерево хвойное, так как есть хвоинки, только они осенью желтеют и опадают как у лиственных деревьев. Это лиственница. Для этого дерева подходит загадка: стоит елочка, но без иголочек. Лиственница - самое крепкое дерево в нашем лесу. Из них раньше делали корабельные мачты.
2. Разминка
ПДО эколог
А теперь поиграем в игру “Покажи веточку…”.
Дети становятся в круг. Перед каждым стоит коробка с веточками и шишками хвойных деревьев (ветви ели, пихты, сосны, лиственницы, шишки ели и сосны). Под музыку дети бегают по кругу. Когда музыка прекращается, детям дается задание: покажите веточку сосны, ели и т. д.
Молодцы! Почти все запомнили, с какого дерева веточки и с какого дерева шишки. Садитесь за столы.
3. Продолжение беседы
Педагог-психолог
А теперь посмотрите веточку самого главного дерева нашего сибирского леса – веточку кедровой сосны, но обычно у нас это дерево называют просто кедром. В высоту он растет до 50 метров. Посмотрите, какие длинные у него хвоинки. Да и растут по 5 в одном гнездышке, словно пять пальчиков на руке.
ПДО эколог
Тайга – это лес в Сибири, где растут различные хвойные деревья. Ребята, скажите, а зачем нужен лес? (Ответы детей).
Лес нужен человеку, чтобы строить дома, топить печки, делать мебель. В лесу собирают ягоды, грибы. Лес очищает воздух. Он очень красивый. Лес – это дом для различных животных, где они находят еду, строят жилища, растят детенышей. Семена из шишек ели, сосны и пихты служат пищей для птиц и зверей. Лес - богатство нашего края, нашей родины России. Его надо беречь и охранять.
В тайге всегда сумрачно, прохладно. Воды, тепла и света достаточно, чтобы росла такая богатая растительность (выкладывается схема условий среды). Если много растений – почва тоже богатая. Идти очень трудно, так как внизу много веток и поваленных деревьев. Летом трава вырастает до 2 метров. Весной нужно опасаться клещей, которые выползают из лесной подстилки и пытаются присосаться к зверям или людям. После их укуса человек может опасно заболеть.
Красива тайга осенью, когда лес заиграет разноцветными красками. В это время нет ни комаров, ни мошки, ни клещей. Зато много грибов и ягод. Особенно тихо становится зимой. В это время на снегу можно увидеть следы различных животных.
5. Демонстрация фотографий или изображений на экране телевизора, компьютера.
Посмотрите на эту фотографию. Этому кедру, как считают ученые, около 500 лет. А обхватить его могут только 4 взрослых человека. Посмотрите шишки кедра. Знаете их? А в шишках орешки. Щелкали такие? Это дерево называют кормильцем тайги. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Орешки кедра любят люди и животные от медведя до маленькой мышки. Но самый большой друг кедра, как вы думаете, кто? (Предположения детей). Это птица кедровка (демонстрируется иллюстрация). И называется так потому, что любит кедровые орешки и всегда делает запасы во мху на земле. Что найдет – съест, а что не найдет – весной прорастет, появятся маленькие деревца. Некоторые ученые утверждают, что кедровые леса, большей частью, посажены кедровками.
А теперь, если вам загадают загадку “зимой и летом одним цветом”, как на неё можно ответить? (Дети перечисляют хвойные деревья кроме лиственницы).
6. Прощание
Занятие наше подошло к концу. Справились мы с заданием старичка Лесовичка? Да! Значит можно открыть маленький мешочек? И что же здесь? (Детям раздаются бумажные пакетики с кедровыми шишками и орешками).