Рогачева Наталья Алексеевна
Интегрированное занятие по чтению художественной литературы и развитию речи в средней группе «Враньё не ведёт в добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Враньё не ведёт в добро"
Цель:приобщение детей к наследию мировой литературы, знакомство с новым литературным жанром — басня.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новым литературным жанром — басня.
Публикация «Интегрированное занятие по чтению художественной литературы и развитию речи в средней группе „Враньё не ведёт в добро“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивавющие: развивать у детей эмоциональную восприимчивость текста басни, интонационную выразительность речи и осмысление сюжета литературного текста. Уточнить пространственное расположение предметов с использованием предлога В. Автоматизировать звук [ц] в словах.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств: честность и справедливость.
Интеграция обазовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Материал: макет домика, книги русских классиков: М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого; мягкая игрушка — гномик; иллюстрации В. Лебедева, Ю. Коровина, В. Васнецова к знакомым стихам, песенкам, потешкам; игрушки: кубик, машинка; наглядный материал для дидактической игры «Где что лежит?»
Ход ООД
Приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам предложить совершить небольшое путешествие к необычному дому, который называется «Дом гнома».
Дети с воспитателем переходят в другую половину групповой комнаты, где оформлены стеллажи с книгами А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, загадками, потешками, разных поэтов. Дети рассматривают их, узнают знакомые произведения и называют их. Походят к дому.
Воспитатель: Дети, посмотрите, в этом домике действительно живёт гном. Я предлагаю вам послушать стихотворение Ю. Мориц «Дом гнома, гном -дома»
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном-дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками
Да с мышками-норушками!
Он делится игрушками
С кукушками-болтушками,
С енотами и с дятлами,
С совой, обросшей патлами!
Он делится орешками
С косулями, с олешками,
С кротами кропотливыми,
С бобрятами смешливыми.
Последним зимним яблоком
Он поделился с маленьким,
Совсем озябшим зябликом!
Но сказками-побасками,
Книжками-раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками-малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками!
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном-дома!
Откройся, дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый
Воспитатель:
Дети,скажите, пожалуйста, о чём нам говорит название этого стихотворения? (о доме, в котором живёт гном)
А что мы можем сказать о гноме? Какой он? (весёлый, добрый)
Как вы думаете, почему гном не делится книжками со своими лесными друзьями? ( он делится с ними едой, что бы они не голодали. А книжками гном делится с ребятами)
Дети, давайте мы попросим выйти гнома из своего домика. Давайте мы с вами ещё раз произнесём слова (дети и воспитатель произносят):
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый!
Из-за книжек появляется гном с кубиком и машинкой.
Гном: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поиграть со мной в одну игру.
Проводится игра «Где находится предмет?»
Воспитатель вместе с гномом кладёт кубик поочередно в ящик, в банку, в мешок. После каждого выполненного действия, воспитатель спрашивает:
Где находится предмет(в ящике, в банке, в мешке и т. д)
Послушайте внимательно: в ящике, в банке, в мешке.
При произнесении словосочетаний предлог в не оглушается – не изменяется на [ф].
Воспитатель:
Какое маленькое слово помогло выполнить эти задания?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель произносит : ящике, банке, мешке.
Какое слово пропущено? (в)
Сравните два слова: в, ящике. Какое слово большое, а какое маленькое? (ответы детей)
Правильно, маленькое слово – в, большое – ящике. Дети, давайте с вами запомним следующее правило: маленькое слово в появляется тогда, когда предмет находится внутри.
Динамическая пауза:
Воспитатель:Теперь давайте мы с вами немного отдохнём (физкультминутка "Зверята" - движения выполняются в соответствии с текстом)
Мы проверили осанку,
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся
Гном: Посмотрите, ребята, это моя любимая книга (показывает книгу). Посмотрите, какие здесь красивые иллюстрации. Эту книгу написал Л. Н. Толстой. Он любил наблюдать и записывать разные истории, которые происходили на самом деле. Их ещё называли былью, от слова быль, было. Эти истории нас многому учат. Учат быть трудолюбивыми, уважать старших, жить в мире и согласии. Такие поучительные истории по-другому называются баснями.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, чем не хотел делится гном в стихотворении «Дом гнома, гном-дома» со своими лесными друзьями?
Сказками — побасками,
Длинными былинами
Это значит, что эти сказки ценные и поучительные для всех детей и взрослых. Давайте мы с вами послушаем две басни Л. Н. Толстого, которые называются «Мальчик стерёг овец» и «Чашка».
Мальчик стерёг овец.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Чашка.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».
Воспитатель: Дети, какой мальчик из двух вам больше понравился(ответы детей)
Что можно сказать о мальчике из басни «Мальчик стерёг овец»? Какой он? (обманщик).
Что можно сказать о мальчике из басни «Чашка»? Какой он? (честный)
Почему один волк мог перерезать всё стадо? (ответы детей)
Подходит ли к этим басням пословица «Враньё не введёт в добро»?
Чему нас учат басни Л. Н. Толстого(быть честными, никогда не обманывать)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.
Проводится игра «Где что лежит?»
Дети, я сейчас назову предмет, а вы мне скажете, куда его можно положить. Например, мама принесла из магазина хлеб и положила его. Куда? (в хлебницу).
Маша насыпала сахар … Куда? (в сахарницу).
Митя вымыл руки и положил мыло. Куда? (в мыльницу).
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … Куда? (в салатницу).
Папа принёс конфеты и высыпал их. Куда? (в конфетницу).
Какое маленькое слово помогло ответить на все эти вопросы? ([i]в[/i])
Сюрпризный момент
Молодцы, ребята! Гномику очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии и он приготовил вам сюрприз (раздаёт раскраски). Спасибо всем за активное участие!