Раиса Маркс
Интегрированное занятие «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Чебурашка» г. Волгодонска
Конспект
интегрированной непосредственно-образовательной
деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в Страну звуков»
Учитель-логопед: Томилина А. В.
Педагог-психолог: Маркс Р. М.
Музыкальный руководитель: Манукян К. М.
21. 04. 2017 г.
г. Волгодонск
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной
деятельности в подготовительной к школе группе.
Публикация «Интегрированное занятие „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
Тема: Путешествие в Страну звуков
Цель: Развитие слухового восприятия детей через интеграцию разных видов деятельности специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя).
Задачи: 1. Укрепление речевого внимания, воспитание звукового анализа. Развивать
мелкую моторику и пространственное воображение.
2. Закрепить знания детей о понятиях «музыкальный звук и его свойства».
Совершенствовать чувство ритма в игре на шумовых инструментах.
3. Формировать доверительные отношения. Развивать умение
координировать свои усилия с действиями остальных участников,
тренировать умение слышать других и запоминать услышанное.
Развивать эмоционально-выразительные движения.
Методы и приё мы:
Наглядные: показ видеоряда карточек, прослушивание звуков транспорта.
Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Практические: работа со стихотворением А. Шибаева «Буква заблудилась», с числовым рядом – определение кол-ва звуков в слове и места заданного звука.
Игровые: приход гида.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативная: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (здороваться, прощаться, соблюдать правила, уметь работать в коллективе).
Познавательная: знания о бытовых звуках, о речевых звуках, о музыкальных звуках.
Речевая: развитие компонентов устной речи детей (лексической стороны речи, связной речи – диалогической).
Художественно-эстетическая: понятие о «музыкальных звуках и их свойствах».
Развитие чувство ритма в игре на шумовых инструментах.
Физическая: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей (позитивная атмосфера, смена видов деятельности, физкультминутки).
Ход
Дети заходят и становятся в круг.
Р. М. : Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Поздоровайтесь с гостями.
Давайте скажем речё вку:
Спокойно будем говорить,
Не торопиться, не спешить.
И станет наша речь красивой,
И чёткой и неторопливой.
А. В. : - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Я слышу, вы хотите научиться хорошо говорить, для этого надо уметь слушать, запоминать услышанное.
Вы любите путешествовать?
Д. :- Да.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну звуков.
- Как вы думаете, что это за страна такая? Почему её называют Страной Звуков?
Д. : - Там звучат разные звуки.
А. В. –Верно, там звучат разные звуки и мы сегодня будем учиться их различать, а для этого нужно внимательно слушать и запоминать.
- А как называют людей, которые путешествуют?
Д: - Туристы.
А. В: - Верно, туристы. Значит, вы сегодня будете туристами. В путешествии людей сопровождает экскурсовод, а по-другому – гид.
- Сейчас вашим гидом буду я – Алевтина Васильевна. Итак, мы отправляемся в путешествие в Страну Звуков. Прошу занять места в транспорте – мальчики пропускают девочек, помогают им. Первый город, куда мы с вами отправимся - Город речевых звуков. Поехали.
- Послушайте внимательно и попробуйте отгадать, а на чём мы едем.
(Звучит запись звуков работающего автобуса)
Дети отвечают, что мы едем на автобусе. (На экране появляется автобус).
- Мы приехали в город Речевых звуков. Как вы думаете, кто живёт в этом городе?
Д: – Звуки речи.
А. В. – Зачем они (звуки) нужны?
Д: – Из звуков состоят слова, из слов – предложения, из предложений – речь.
А. В. – Верно. Ребята, в Город речевых звуков приезжал человек рассеянный, с улицы Бассейной. Он написал стихи для жителей города, но по рассеянности перепутал в них буквы. Давайте поможем жителям догадаться, что хотел сказать автор. Для этого нужно
Найти слово, в которое встала не та буква, затем убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву, (работа на магнитной доске).
-Садитесь за столы и послушайте стихи (работа с текстом А. Шибаева «Буква заблудилась» :
БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
и – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
начали твориться…
- Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
с длинными усами.
- Закричал охотник: - «Ой!
Двери гонятся за мной!»
- Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
- Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
- На виду у детворы
Крысу красят маляры.
- Жучка будку не доела:
неохота, надоело…
- За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
- Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
А. В. - Вы молодцы, справились с заданием, теперь жители Города звуков смогут
прочитать стихи. Я, думаю, вы обязательно запомните, что каждый звук в слове
должен стоять на своём месте, если вместо одного звука поставить другой – получится
другое слово или слово совсем не получится.
А на прощание жители Города звуков попросили вас отгадать загадку:
Они, как я заметила, везде и всюду есть: Я шесть их вижу в радуге
В руке их только четверо, и, если сосчитать,
Зато в кармане - шесть. То сразу сами скажете, что их в арбузе – пять.
А. В. – Дети, о чём идёт речь? Верно, речь идёт о звуках (буквах, жителях Города Звуков.
- Сейчас мы будем учиться определять, сколько звуков в слове. Разложите перед собой
цифры по порядку. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося
последовательно каждый звук.
Цифру, обозначающую последний звук выдвигают из числового ряда, называют сколько звуков в слове.
Слова: уши, чудо, пища, машина, лыжи, щучка, задача, малыши.
А. В. – Молодцы! Вы хорошо поработали.
А сейчас мы отправляемся в Город друзей.
Заходим в транспорт, мальчики пропускают девочек. Сели, послушайте, куда мы
приехали? (Звуки ж/д вокзала) Картинка ж/д вокзала Ростова на Дону, затем поезд.
На чём мы поедем сейчас? Кто догадался? Да, мы поедем на поезде (картинка на экране).
В Городе друзей вас встречает экскурсовод (гид) – Раиса Михайловна.
Р. М. Вы приехали в Город друзей. Здесь мы будем учиться общаться, слушать и понимать других.
Физкультминутка:
Моты, моты, моты –
Появились бегемоты. (Дети выполняют широкие шаги).
Афы, афы, афы –
Листики жуют жирафы. (Поднять руки, на носочках потянуться вверх).
Ны, ны, ны –
Водой брызгались слоны. (Надуть и сдуть щёки).
Яны, яны, яны –
На ветках скачут обезьяны. (Дети изображают обезьян).
Р. М. : Игра «Кулачок».
Фалангами согнутых пальцев массируем ладонь другой руки, поменять руки, помассируйте каждый
пальчик, начиная сверху, а теперь потрите руки (снятие психоэмоционального напряжения).
А. В. : - Вы побывали в Городе друзей, а теперь мы направляемся в Город музыкальных
звуков.
Послушайте, где мы находимся? Кто-то был в таком месте? Мы находимся в
Аэропорту (объяснить детям что это) и в Город музыкальных звуков мы полетим на самолёте. Прошу занять места. (На экране аэровокзал, затем самолёт стоит, летит).
Упражнение «Самолёты высоко – самолёты низко».
(автоматизация звука Р.)
А. В. – Мы прилетели в Город музыкальных звуков.
В Городе музыкальных звуков вас встречает экскурсовод – Кристина Мишаевна.
К. М. : Ребята, мы попали в Город музыкальных звуков. А кто правит в этом городе, чем он наполнен?
Д. : В музыкальном городе правят музыкальные звуки.
К. М. : А какие звуки мы называем музыкальными?
Д. : Звуки, которые мы поём или звуки музыкальных инструментов.
К. М. : А вот и музыкальный домик, где живут ноты. Давайте вспомним, как называется дом, где живут ноты.
Д. : Нотный стан.
К. М. : Сколько линеек в нотном стане? (5).
Но в домик нам не попасть, он закрыт на замок, чем же нам открыть замок?
Д. : Откроем скрипичным ключом.
К. М. : Хочется мне посмотреть, знаете ли вы, на каких ступеньках живут ноты? (выкладывают ноты).
Нотный дом у нас готов,
В нём расселили мы жильцов. Сколько их? (7).
Ноты выстроили в ряд, получился (все вместе) звукоряд.
Давайте их споём (дети поют гамму под сопровождением фортепиано).
А сейчас давайте посмотрим, как ноты нашли свои места (видеоматериал).
К. М. : Каждый музыкальный звук обладает высотой. Они бывают высокими, средними и низкими. Скажите, ребята, низкие звуки на кого похожи?
Д. : На медведя.
К. М. : Правильно, как будто идёт медведь. А высокие?
Д. : На птичку
К. М. : Правильно - на птичку или на мышку. А средние звуки – зайка, кошка. Сейчас я раздам вам картинки с изображениями зайчика, медведя и птички. Слушайте внимательно, какая будет играть музыка, такую картинку вы и покажете.
Игра «Угадай, кто поет».
Педагог раздает детям карточки с изображением зайчика, мишки и птички. Концертмейстер на фортепиано играет музыку попеременно то в верхнем, то в среднем, то в низком регистрах. Дети внимательно слушают и, после прослушивания музыки, поднимают карточку с изображением того или иного животного.
А сейчас давайте споём песню, про ветерок, показывая рукой, какие звуки звучат (видеоматериал).
К. М. : Звуки бывают высокие и низкие, но при этом бывают также долгими и короткими.
Сигнал автомобиля может быть протяжным (би…би, Но автомобиль может давать и
короткие сигналы (би…би…би…би) И в песнях бывают короткие и долгие звуки.
Давайте прохлопаем ритм в ладоши. («Бабка - Ёжка», «Зайка» - видеоматериал).
А сейчас давайте ещё поиграем на музыкальных инструментах. «Лесные музыканты».
К. М. На этом наша экскурсия окончена, вас встречает экскурсовод Раиса Михайловна.
Р. М. : Ребята, садитесь в автобус, поедем в Город друзей и поиграем в весёлую
игру «Разминка» (выполняется сидя на стульчиках) :
I. Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки — очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
2. И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, Вращая кистями,
и пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
а девочки и мальчики все ровненько сидят, постепенно опускают
их до уровня груди.
3. Тук-тук молотком. Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга. (2 раза)
Тук-тук молотком —
поселяйтесь, птички, в нем.
4. Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан — (2 раза)
просыпайтесь по утрам!
5. Ду-ду-ду ду-ду-ду, вот какая дудка! Перебирают пальчиками обеих
ду-ду-ду ду-ду-ду, вот такая дудка! рук имитируя игру на дудочке.
(2 раза)
6. По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку, Медленно попеременно хлопают
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку! ладошками по коленкам (2 раза).
И быстренько, и быстренько. Быстро, весело хлопают по коленкам (4 раза).
"И при-е-ха-ли!" В конце музыка замедляется и все говорят:
Р. М. : А куда вы приехали? Послушайте и догадайтесь, какие звуки вы слышите?
(За дверями шумят дети детского сада. На мониторе появляется Чебурашка, детский сад).
Да, мы вернулись в наш детский сад, наше путешествие закончено.
Итог занятия :
А. В. : Куда мы путешествовали? В каких городах вы побывали? Что мы узнали в Городе речевых звуков?
К. М. : Чем вы занимались в Городе музыкальных звуков?
Р. М. : Что вы делали в Городе друзей?
Ребята, вам понравилось путешествие? Молодцы, ребята, вы работали хорошо, за это мы вручаем вам медали.