Валентина Якина
Экспериментальная деятельность (интегрированное занятие) в старшей группе «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебное слово «Вода»
Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.
Материал и оборудование: предметные картинки, карточки с опытами, кроссворд, стихотворение В. Суслова «Вода», перья гусиные и куриные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки.
Публикация «Экспериментальная деятельность (интегрированное занятие) в старшей группе „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Ход занятия.
Ребята, сегодня нам пришло письмо. От кого оно? (дети читают - от капельки). Что там написано? Капелька предлагает вам разгадать кроссворд. Когда разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
• В первой клетке живёт буква, которая спряталась в слове «Весна» и стоит в нем на первом месте.
• Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «Гром» и стоит на третьем месте.
• В третьей клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «Дом» и стоит на первом месте.
• И в четвёртой клеточке буква, которая живёт в слове «мама» на втором месте.
Какое слово получилось? (Вода). Для чего нам нужна вода? (пить, варить, стирать и. д.). Мы с вами много говорили о воде. Давайте вспомним наши опыты и расскажем о них.
Вода прозрачная, бесцветная.
Вода растворитель (растворяет соль и сахар).
Вода имеет вес.
Вода не имеет форму (она принимает форму того сосуда, в который она налита).
Вода проходит через песок.
Глина задерживает воду.
Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведения людей. Послушайте стихотворение В. Суслова «Вода».
Бывает частенько, что слово – одно, но служит по- разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда, возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, с тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал, молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь: не хватит ли воду как в ступе толочь.
Мы можем лентяю сказать невзначай, довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперёд, такой сквозь огонь и воду пройдёт.
А гуси и утки - сухие всегда, заметили люди: как с гуся вода!
Работать в пустую? Что скажут потом? Не дело мол воду носить решетом.
Стихи я пишу не жалея труда, чтоб вы не сказали: «в стихах- то – вода!»
После чтения
Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал? (воды в рот набрал). Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (значит сухие). Попробуем убедиться в этом.
Опыт с куриными и гусиными перьями.
Вывод: гусиные перья не намокают, а куриные намокли. Почему? Гусиные перья покрыты жиром. У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не мокнут, и этому птицы не тонут.
Опыт с салфетками (одна – простая, другая - промасленная).
Опускаем простую салфетку в воду – она намокла.
Другую салфетку намазываем растительным маслом, опускаем в воду, а когда поднимаем её, то видим, что вода с неё стекает. Салфетка осталась сухой.
Опыт с салфеткой и стаканом.
Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой? (предложения детей)
Я могу сделать так, что салфетка останется сухой, даже если она не пропитана жиром. В стакан суём салфетку, переворачиваем его вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружаем его в воду до самого дна ёмкости. Затем вынимаем из воды. Дети убеждаются, что салфетка осталась сухой. Почему? В стакане был воздух. Что будет, если наклонить стакан? Ставим опыт. (вода вытеснила воздух и салфетка намокла) Давайте отдохнём. Вспомним стихотворение про кота.
Физминутка.
Падал снег на порог, кот слепил пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утёк. Ты лепи пироги не из снега, из муки.
Дети около доски. На нё м картинки: капельки воды, рот, решето, огонь, трава. Используя эти картинки, дети называют выражения со словом «вода».
Как две капли воды – похожи друг на друга.
Как в рот воды набрал – хранит молчание.
Тише воды ниже травы – робкий, незаметный.
Сидеть на хлебе и воде – ограничить себя в питании.
Носить воду решетом – делать что-то впустую, без результата.
Пройти через огонь и воду – побывать в трудных ситуациях.
Водой не разольёшь – очень дружны.
Придумайте предложения о детском саде или о своих друзьях, используя эти выражения (ответы детей).
Теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых есть слово «вода».я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Не зная броду, не суйся в воду.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Чистая вода – для хвори беда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Всё не беда, коли есть хлеб да вода.
Разлитую воду не соберёшь.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Давайте с соберём семью слова «вода» (вода, водяной, водный, водопад, водовоз, водолаз, водосток, водомерка, водоём, водокачка, водоворот, водолей, водогрей, водохлёб, водопой). Большая семья у слова «вода». А у вас какая семья? Нарисуйте свою семью. И мы отправим ваши рисунки капельке.
На этом наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы «толкли воду в ступе»? (нет). Почему? (ответы детей)