Наталья Андреева
Интегрированное занятие «Домашние птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Расширить представления о домашних птицах и их детенышах. Формировать умение выделять голосом, слышать в слове, называть звук [у]. Познакомить с особенностями артикуляции и звучания этого звука (гласный, его условное обозначение). Совершенствовать грамматическую структуру речи (умение образовывать прилагательные от существительных, изменять слова из единственного числа во множественное). Закрепить представления об основных языковых элементах русского языка (звук, слово, предложение). Составлять предложения по картине, условно-графические схемы предложений. Познакомить с различными значениями слова «ручка».
Публикация «Интегрированное занятие „Домашние птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ
Сюжетные картины с изображением кур и петуха, гусей, уток и их детенышей. Муляжи фруктов. Предметы в коробке (картинки с изображением ручки, портфеля, чашки, рук ребенка). Фишка красного цвета, схема предложения (длинная и три короткие полоски).
Ход ЗАНЯТИЯ
На занятии дети свободно перемещаются по группе.
Воспитатель (показывает картины с изображениями домашних птиц). Ребята, догадайтесь, о каких птицах идет речь в загадках.
Не будильник, но бужу,
С бородой и в шпорах —
Гордо, с важностью хожу,
Вспыльчив, словно порох.
Дети. Это петух.
Воспитатель. Что такое шпоры и где они находятся? А почему петуха назвали вспыльчивым?
Дети отвечают.
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
Д е т и. Это курица.
Воспитатель
Спит или купается,
Всё не разувается;
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
Дети. Это гусь.
Воспитатель. Весь день на воде, а водой не насытится.
Дети. Это утка.
Воспитатель. Как назвать петуха, курицу, гуся и утку одним словом? Почему этих птиц называют домашними? Чем они питаются?
Дети отвечают на вопросы и рассматривают картины.
Какие части тела есть у птиц? Чем покрыто тело птиц? Какие из домашних птиц хорошо плавают? Какие особенности лап помогают им плавать?
Дети отвечают.
Какую пользу человеку приносят птицы?
Дети. Перья нужны для подушек и перин, гусиным пером раньше писали; петух будит людей по утрам и т. д.
Воспитатель. Как называются детеныши этих птиц? Произнесите названия этих птиц и их детенышей так, чтобы звук [у] слышался дольше других звуков. Обратите внимание, что звук [у] произносится голосом. Встречает ли преграду выдыхаемый воздух? Как называется этот звук? Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему?
Дети берут в руки красную фишку и поднимают ее, когда услышат в слове гласный звук [у] («кукла», «фрукты», «матрешка», «груша», «кубики», «тарелка», «игрушки»). Далее устраивается физкультминутка. Под музыку дети изображают движения разных птиц.
Потом дети играют в игру «Соки». Они встают в круг и поочередно на ощупь достают из мешочка какой-то фрукт и называет его и сок, который из него получается: «апельсин — апельсиновый сок», «груша — грушевый сок», «лимон — лимонный сок».
Таким же образом проводится игра «Один — много». Взрослый достает из коробки какой-нибудь предмет (картинку, а дети называют его во множественном числе: «ручка — ручки», «флажок — флажки», «пу-говица — пуговицы».
Ребята, сегодня вы познакомились со звуком [у]. Как он звучит?
Дети отвечают.
Вы нашли этот звук в разных словах. Каких? В названии каких птиц слышится гласный звук [у]? Какие гласные звуки вы еще знаете?
Дети отвечают.
А теперь внимательно посмотрите на картины и составьте предложения о любой домашней птице. Потом выложите схему одного из предложений. Обозначьте полоской предложение. Почему в начале полоски есть подъем? Обозначь каждое слово предложения. Сколько слов в нем получилось? Что ставим в конце предложения? Сравните первое и второе предложения.
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет — сеет семена:
Не на поле, не на грядке —
На листах своей тетрадки.
Дети. Это ручка.
Воспитатель (показывает картинку с изображением портфеля). Что нам помогает его нести? Дети. Ручка.
Аналогичные вопросы задаются по картинкам с изображением чашки с ручкой и ручек ребенка. После рассматривания всех картинок делается вывод о том, что слово «ручка» звучит всегда одинаково, но обозначает разные предметы. В конце занятия детям предлагается подвигаться по группе и поискать в помещении ручки.