Елена Романова
Интегрированное занятие для детей ЗПР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск с. п. д/с «Сказка»
Учитель-дефектолог Романова Е. Ю.
Интегрированное занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей со звуком и буквой «К».
Уточнить умение детей определять позицию звука «К» в словах.
Закрепить умение детей соотносить число с цифрой; знание числового ряда.
Уточнить название геометрических фигур.
Публикация «Интегрированное занятие для детей ЗПР в старшей группе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое, зрительное, тактильное и целостное восприятие.
Формировать у детей устойчивое произвольное внимание.
Развивать логическое мышление.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Активизировать словарь детей (подбирать обобщающие слова, слова-признаки, слова-действия).
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству (сказкам).
Формировать чувство взаимовыручки.
Демонстрационный материал:
Домики трех поросят со схемами места звука в слове; плоскостные изображения трех поросят; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); четыре рыбки с наклеенными на них заданиями; плоскостные изображения фруктов (пять яблок, четыре груши, овощей (три морковки, две репы); десять «камней» с наклеенными на них цифрами от 1 до10; набор цифр от 1 до 10; четыре корзиночки; игрушки домашних животных (собака, корова, бык, коза); игрушка Чиполино из кукольного театра; «ковер-самолет», волшебная палочка; игра «Пазлы» с буквой «К», разрезанной на четыре части; мини-песочница на каждого ребенка; мяч; наборное полотно; магнитофон.
Методы и приемы:
1. Словесные: беседа, вопросы, загадки.
2. Наглядные: рассматривание овощей, фруктов, персонажей из сказок.
3. Игровые: полет на «ковре-самолете», введение сказочных персонажей: Чиполино, Буратино, золотая рыбка, три поросёнка.
4. Практические: складывание из частей буквы «К», работа детей в мини-песочницах (печатание буквы «К», сбор фруктов и овощей, поиск в песке домашних животных, выкладывание дорожки из «камней».
I этап. Организационный.
Дефектолог: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Любим.
Дефектолог: Какие сказки вы знаете?
Дети: Колобок, Теремок…
Дефектолог: Где играют дружно,
Действуют умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Я приглашаю вас в необычное путешествие на ковре-самолете, в котором вас ждет много сюрпризов, вы не против?
Дети: Нет.
Дефектолог: А чтобы в дороге нам не было скучно, я взяла для вас новую игру «Пазлы». (Открывает коробку, а она пустая). Ой, а коробка то пустая, куда же делись части от игры? Ну, ничего не расстраивайтесь, будем путешествовать под музыку. Возьмем с собой волшебную палочку, сядем на ковер самолет и скажем волшебные слова «Крибле-крабле-бумс!» (Звучит музыка)
Дефектолог: Я вижу какие-то растения, предлагаю сделать остановку (Дети сходят с ковра).
- Ребята, что вы видите перед собой?
Дети: Яблоки, груши, морковь, свеклу и т. д.
Дефектолог: Перед нами фруктово-огородная страна,
В одной книжке есть она.
В ней герой-мальчишка,
Он храбрый, справедливый, озорной,
Кто это?
Дети: Чиполино.
Дефектолог: В какой сказке вы про него слышали?
Дети. Приключение Чиполино.
(Появляется Чиполино (кукольный театр).
Чиполино: Здравствуйте ребята, у меня созрел урожай, вы поможете мне его убрать?
(Дети «собирают урожай»).
Дефектолог: Что ты собрал, Саша?
Саша: Я собрал яблоки.
Дефектолог: Где растут яблоки?
Саша: Яблоки растут в саду на дереве, и т. д.
Дефектолог: Как одним словом назвать яблоки и груши, что это?
Дети: Это фрукты.
Дефектолог: Как назвать одним словом морковь, репу?
Дети: Это Овощи.
Чиполино: Ребята, помогите мне сосчитать, сколько урожая вы собрали.
Дефектолог: Мы не только посчитаем урожай, но и обозначим его цифрой.
(Дети считают урожай, подбирают цифру к числу).
Чиполино: Спасибо вам, ребята. Сегодня я полол грядки и нашел, вот что (показывает часть пазла, вы не знаете, что это?
Дефектолог: Кажется, мне это что-то напоминает, по-моему, это часть от игры, которую я для ребят приготовила.
Чиполино: Раз так, то я вам её дарю.
Дефектолог: Спасибо. А нам пора лететь дальше.
Дети: До свидания!
Дефектолог: Садимся на самолет, крибле-крабле-бумс! летим дальше.
(Садятся на ковер самолет, вкладывают часть в коробку).
Дефектолог: Ребята, скажите, а что меньше ручей или река?
Дети: Ручей меньше, чем река.
Дефектолог: А что больше, море или река?
Дети: Море больше, чем река.
Дефектолог: Ребята, мы с вами пролетаем как раз над морем. Сделаем остановку на берегу?
Дети: Да.
(Дети сходят с ковра).
Дефектолог: Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Как называется эта сказка?
Дети: Сказка о золотой рыбке.
Дефектолог: Будем кликать золотую рыбку?
Дети: Золотая рыбка, появись!
(Дефектолог показывает рыбок).
Дефектолог: Приплыла рыбка не одна, а со своими подругами и на каждой из них задание.
Надо назвать цифру, которая пропущена.
(Дети берут по рыбке с написанными на них цифрами и называют пропущенную цифру).
Дефектолог: Какие вы молодцы! Правильно назвали все пропущенные цифры. Отпустим рыбок в море, пусть гуляют себе на просторе.
(Дети «отпускают» рыбок).
Дефектолог: А у золотой рыбки что-то есть. (Отцепляет часть пазла от рыбки). Ребята, так это же еще одна часть от нашей игры. Возьмем её с собой. Садимся на самолет, крибле-крабле-бумс! Наш самолет снова в воздухе.
(Садятся на ковер самолет, вкладывают часть в коробку).
Дефектолог: Ребята, сколько частей от игры нашли.
Дети: Нашли две части.
Дефектолог: Остановка. (Дети сходят с ковра). Кого же мы встретили на своем пути?
Был поленом.
Стал мальчишкой,
Обзавелся умной книжкой,
С букварем шагает в ногу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы в полутемный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Дети: Буратино из сказки «Золотой ключик».
(Входит Буратино).
Буратино: Здравствуйте ребята. Мальвина приготовила мне вот такие фигуры, а я не знаю, как они называются.
Дефектолог: Ребята, давайте научим Буратино называть их. ( Дети называют фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
(Дети называют фигуры).
Буратино: Ребята, вы любите играть в прятки?
Дети: Любим.
Буратино: Я предлагаю вам поиграть в эту игру, только прятаться от вас будет какая-то фигура.
(Дети играют в игру «Какой фигуры не стало?» (Ставит на наборное полотно часть от игры «Пазлы»
Дети: Появилась ещё одна фигура.
Буратино: Ребята, эту фигуру я хочу вам подарить, за то, что вы научили меня называть геометрические фигуры.
- Дефектолог: Ребята, так это же часть от нашей игры. Спасибо тебе Буратино, а нам пора в путь.
Дети: До свидание Буратино. (Садятся на ковер самолет).
Дефектолог: Летим дальше; «Крибре, крабле, бумс!». Ребята, я вижу какие-то избушки предлагаю вам остановиться и рассмотреть их.
Ребята, подойти к избушкам мы можем, путь преграждает, гора камней, на камнях что-то написано
Дети: На камнях написаны цифры.
Дефектолог: Давайте не будем разбрасывать камни, а выложим из них красивую дорожку к домикам, камни будем класть по порядку от одного до десяти.
(Дети раскладывают «камни»).
Дефектолог: В какую сказку мы попали?
Дети: мы попали в сказку «Три поросенка»
Дефектолог: Поросята играли с друзьями в прятки, и они от них спрятались. Давайте поможем найти их друзей.
(Дети ищут в песке домашних животных).
Дефектолог: Алина, ты кого нашла?
Алина: Я нашла корову и т. д.
Дефектолог: Какой одинаковый звук вы слышали в словах: корова, коза, бык, собака?
Дети : Мы слышали звук «К».
Дефектолог: Какой звук «К»?
Дети: Звук «К» согласный звонкий, твёрдый.
Дефектолог: Ребята, давайте узнаем, кто из зверей к кому пришёл в гости. Если в слове первый звук «К», то они пришли в гости к Наф-Нафу, если звук «К» слышится в середине слова, то пришли в гости к Ниф-Нифу. а если звук «К» слышится в конце слова, то эти звери пришли в гости к Нуф-Нуфу.
(Дети определяют место звука «К», в словах и размещают животных.
Дефектолог: Ребята, посмотрите к кому из поросят пришло больше друзей?
Дети: Больше друзей пришло к Наф-Нафу.
Дефектолог: Посмотрите, поросята, подарили нам вот эту фигуру. Что это такое?
Дети: Это ещё одна часть от игры «Пазлы». Спасибо вам поросята.
Дефектолог: Ой, как незаметно летит время, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети садятся на «ковер-самолет») «Крибле-крабле-бумс!»
Дефектолог: Ну, вот и детский сад, остановка. (Дети сходят с «ковра-самолета»).
Дефектолог: Вот и вернулись мы из путешествия. Ребята, давайте посмотрим, какие части от игры мы нашли во время путешествия, попробуем их сложить, может что-то получится?
(Дети складывают из частей букву «К»).
Дети : У нас получилась буква.
Дефектолог: Может кто-то из вас знает, как она называется? Эта буква «К».
На тчто она похожа?
Дети: Она похожа на клоуна.
(Дефектолог показывает детям картинку с изображением клоуна)
Ай, да клоун знаешь кто он?
Этот клоун - буква К.
(Дети повторяют с дефектологом стихотворение)
Дефектолог: В какую сторону повернулся клоун?
Дети: Клоун повернулся вправо.
Дефектолог: Из каких элементов состоит буква «К»?
Дети: Буква «К» состоит из трех палочек.
Дефектолог: Давайте построим букву «К» из пальцев.
Указательный, и средний образуют галочку,
Правый указательный мы поставим палочкой.
( Левая рука: пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены в право; безымянный и мизинец согнуты и прижаты к большому.
Правая рука: указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки).
Дефектолог: Чтобы лучше запомнить эту букву, построим её из своего тела.
(Дети показывают букву).
Дефектолог: А теперь превратимся в птичек и напишем «клювиком» букву «К» в воздухе.
(Дети пишут букву в воздухе).
Дефектолог: А сейчас напишем букву «К» в песочницах.
(Дети пишут букву в песке указательным пальцем.
III Заключительный этап.
Дефектолог: А теперь я предлагаю вам не много, отдохнуть. Все присели на колени и немного подышали, закрыли глаза и вспомнили всё, что с нами происходило во время нашего путешествия. (В это время в круг выкатывается мячик,
Он не ёжик, не цветок,
Что за чудо – колобок?
Он резиновый он скачет,
Посмотрите – это мячик!
Ребята, хотите поиграть со мной? Я буду кидать вам мяч, а вы говорить, что понравилось, что вы чувствовали во время путешествия.
Дети: Мне понравилось находить недостающую фигуру и т. д.
Дефектолог: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы помогали героям из сказок.