Наталья Михайленко
Интегрированное занятие «Дед Мороз и весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП,
Возрастная группа – подготовительная
Тема занятия : Дед Мороз и весна.
Цель: способствовать развитию математических представлений у детей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представление об арифметической задаче, о ее структуре: условие, вопрос;
- учить составлять запись решения простой задачи на нахождение суммы.
- расширить знания о характерных признаках наступления весны.
Развивающие:
Публикация «Интегрированное занятие „Дед Мороз и весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям
- развивать умение моделировать ситуацию, изложенную в задаче.
Воспитательные:
- воспитывать осознание своих возможностей, развивать положительную самооценку;
- воспитывать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе.
- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки (следить за чистотой рук, умение содержать рабочее место в порядке.
Здоровьесберегающие:
- не допускать переутомления детей;
- развивать тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта».
- учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки;, восстанавливать организм после эмоционального возбуждения.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Сегодня на улице солнышко, снег блестит, даже потеплело. Хотя за окном сейчас какое время года?
Дети: Зима. Февраль кончается.
Раздаются звуки мультфильма на большом экране (м/ф «Дед Мороз и лето» переозвучен, теперь там речь о весне, как о следующем за зимой времени года.) Дед мороз стучит в дверь «Не будить до весны» и впервые узнает о весне, дети поют ему песню.
(дети встают в круг и выполняют танцевальные движения по ходу песни о весне)
Воспитатель: С тех пор Дед Мороз хотел посмотреть, что бывает после зимы?
Какое время года наступит? Побывать снова у ребят в гостях, посмотреть, чем они заняты. Ведь им, говорят, скоро в школу. Но метель заблокировала у Деда Мороза его снегоход. Скажите, что такое снегоход? Поможете дедушке отгадать код замка в снегоходе, чтобы приехать к вам в гости?
Дети: Да!
Воспитатель:. Метель загадала число, оно меньше 3 и больше числа 1.
- Какое число она загадала?
Воспитатель: - Кто хочет сам загадать число?
Дети загадывают 2-3 числа…
Воспитатель: Хорошо, с этим вы справились. Дед Мороз наводил в доме порядок, но у него всего 2 корзины для мячей, а мячей 5.
- Как он мог положить пять мячей в две корзины? Можно ли разложить мячи поровну в 2 корзины? Почему?
Дети : - Нельзя: один мяч надо добавит или убрать.
В. - Объединитесь в группы по (показать цифру 2) столько человек и пройдите на носочках к столу. Вспомните, как вы сейчас раскладывали мячи в корзины и покажите все варианты с помощью цифр из дидактического набора «Учись считать». Открывайте наборы и выбирайте нужные вам цифры.
А теперь посмотрите на экран и проверьте, все ли варианты кода вы составили правильно?
Самоконтроль (правильность ответа дети проверяют на экране).
В. Вы молодцы! Спасибо, замок в снегоходе раскодировали. Подойдите, пожалуйста, к доске.
(подходим почти к экрану и см. мульт)
На экране Дед Мороз поет песенку медведям (он напевает песенку, которую ему
пели о весне дети и очень хочет побывать у них в гостях, ведь дети его
приглашали)
В. - А Дед Мороз узнал, что скоро наступит весна и стал собираться в путь.
Он выехал к детям рано утром в воскресенье (на цветовой модели недели прикрепить картинку Деда Мороза с прищепкой на этот день, был в пути два дня. - В какой день недели Дед Мороз приедет к детям?
Дети: во вторник (если затрудняются, то использовать «Цветовую модель недели»)
Воспитатель: А сегодня у нас какой день? Скажите, мы сейчас решали настоящие задачи?
Дети: нет
Воспитатель: А какие части должны быть обязательно в задаче? Назовите части задачи.
Дети: Части задачи: условие и вопрос.
В. – Правильно….
А в это время на экране появляется след. эпизод мультфильма.
(ДМ добрался до города, а в городе - уже тепло, ДМорозу жарко, плохо. Дети предлагают ему съесть мороженое, он с удовольствием соглашается)
Воспитатель: А почему мороженое может помочь?
Дети : (оно холодное)
Воспитатель: У нас есть вот столько мороженого (на доску картинки с мороженым) – посчитайте их. Катя, посчитай. Отдадим это мороженое ему. И вот еще одно.
Воспитатель: Вот сколько мороженого пришлось съесть дедушке Морозу, чтобы он
совсем не растаял от жары. Придумайте задачу на сложение про Деда
Мороза и мороженое.
Дети:. – Дед мороз съел 6 мороженых и потом еще одно. Сколько всего мороженого
съел Дед мороз?
Воспитатель: (крепит на доску 6 эскимо в шоколаде и одно – потом - с орехами).
Решить задачу нам поможет модель «Домик для задачи».
О чем говорится в задаче? Расскажите условие и какой вопрос?
Дети : рассказывают условие и вопрос.
Воспитатель : - Что обозначает число 6? (ответ) заполняем 1 этаж
- Что обозначает число 1? (ответ) добавляем второе число на 1 этаж
- Что нужно найти? Заполняем 2 этаж
Дети: Нужно узнать, сколько всего Дед мороз съел мороженого.
Воспитатель: - Какое арифметическое действие будем выполнять, чтобы решить задачу? Почему?
Дети : сложение, потому что….
Воспитатель: Выбираем знак (+ или -) на 3 этаже (лишние знаки закрыть карточкой) Теперь мы смоделируем эту задачу на компьютере.
Пройдите за столы, откройте «Компик».
Дети переворачивают листы А4 (на них изображение кнопок, как на
компьютерной клавиатуре в упрощенном виде)
Воспитатель: – В левом верхнем углу нажмите кнопку «Включить». Теперь нажмите
кнопку в правом нижнем углу – для ввода информации.
Ребята, как можно обозначить мороженое? С помощью каких
геометрических фигур?
Дети: Можно обозначить мороженое квадратами.
Воспитатель: хорошо. В верхней части экрана выложите столько квадратов, сколько
мороженого съел дед Мороз. (6 и еще одно)
В левом нижнем углу «Компика» есть цифровая панель, нажмите нужную
цифру для обозначения количества мороженого. А потом выложите
нужную цифру на экране «Компика» в его нижней части.
дети выполняют и выкладывают цифры из набора на экран
воспитатель: – Чтобы решить задачу, какое мы выполняли действие?
Дети. – Сложение, ставим знак +
В. – Каким знаком обозначим результат сложения?
Дети. - Ставим знак= (выкладывают = на экране)
В. – Ответили мы на вопрос задачи? Сколько порций мороженого съел Дед Мороз?
Дети. – Дед Мороз съел семь порций мороженого (сначала на цифровой панели нажимают
«7», потом на экран выкладывают ответ - цифру 7)
Воспитатель:
– Проверьте правильность ответа на доске. Помашите мне те, у кого все правильно получилось. А теперь сложите, пожалуйста, цифры на место, выключите «Компики» и закройте их. Наведите порядок на столе. Молодцы! Вы все сделали правильно. Побежали играть в снежки! Ведь снег скоро растает.
Физкультминутка музыкальная «Лепим, лепим ком большой»
А теперь надо восстановить дыхание и успокоиться.
Чтобы простуду, насморк победить,
Должны мы звук – «в» произносить. (делаем вдох)
В-в-в-в-в-в-в- (на выдохе долго тянем)
Ш-Ж-З (кратко) лечит кашель, трахеит.
Ладошки на горлышко все положите
И песню комарика произнесите (делаем вдох) :
З-з-з-з-з-з – комар летит. (выдох долго и вдох.)
З-з-з-з-з-з – комар звенит.
Руку на грудь положите теперь –
Кашель не страшен нам с вами, поверьте. (делаем вдох)
Ш –Ж-З (выдох на каждом звуке)
Работа с логическими блоками Дьенеша.
В. - А теперь пройдите к столам и откройте эти красивые коробки. Одинаковые там фигуры или нет? Поиграем в загадки без слов. Я буду вам показывать карточки с изображением символов, они подскажут, какие фигуры загаданы. Вы отгадайте фигуру и покажите.
Пришла пора всем подкрепиться необыкновенным печеньем. У вас на столах стоят 2 тарелки. Давайте красиво разложим печенье на тарелки. Положите на тарелку, которая слева – все печенья треугольной формы красного цвета. А на тарелку справа – круглое желтое печенье. Подкрепились?
Пока мы с вами играли, дед Мороз уже добрался до весеннего леса и ему там очень нравится. Посмотрите.
На экране «дед Мороз гуляет по весеннему лету»
Воспитатель: Что он увидел первый раз в лесу? Цветы, бабочки, зеленая трава. Помогите ДМ узнать весну получше : выберите картинки с признаками весны и покажите ДМ, укрепите их на доске. (ДМ на магнитной доске тоже)
Дети: выбирают картинки, подходящие к теме весны и крепят их на доске.
В. - Давайте пригласим Д. Мороза в песочную страну, где очень любят играть дети.
Снег идет (и мы идем… по направлению к песочнице)
Метель метет (дети кружатся)
Сугробы тают (приседают)
Подошли к луже (перепрыгнули вперед – назад)
Выглянуло солнышко (руки вверх, потянулись вверх)
В. - Вот мы и пришли в песочную страну. (открываем песочницу) В ней есть свои правила:
Здесь нельзя толкаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Можно строить горы,
Реки и глубокие моря…
Можно даже рисовать
И сокровища искать!
На экране видеоизображение из песочницы.
В. – Давайте поздороваемся с песком. Положите свои ладошки на песок, давайте погладим его внутренней, тыльной стороной ладони. Заройте пальцы в песок. - Какой песок?
Дети. – Сухой, шершавый, мягкий.
В. - Теперь возьмите песок в руку и тихонько отпустите его. Что произошло с
песком?
Дети. – Он высыпался.
В. - Значит какой песок?
Дети. – сыпучий.
В. – Давайте поиграем с временами года. Покажем Деду Морозу, как зиму сменяет весна.
(Отобрать часть песка в ведро)
Воспитатель начинает рисовать: - сугробы, тучки,
Дети добавляют : снежинки.
В. –Выглянуло яркое солнышко (дети тоже рисуют)
- Сугробы растаяли, выросла травка
- Пошел дождик. (всеми пальцами рисуем пунктир дождя)
- Появилась радуга. (четырьмя пальцами рисуем дугу над травой)
В. – Понравилось д. Морозу в песочной стране. Он оставил для вас сюрприз в песочнице.
Поставьте своих «человечков» на песок (средний и указательный пальцы) и мелкими шагами двигайтесь в разных направлениях пока не найдете свой сюрприз. Что вы нашли? Какие это семена? Что делают с семенами ваши мамы, бабушки весной?
Возьмите их с собой, посадите в землю и будете наблюдать за их ростом.
А теперь отряхните руки и возьмите на столах влажные салфетки и приведите в порядок свои руки. (салфетки в тарелки)
На экране Дед Мороз заглядывает в дупло дерева, ворона отправляет его домой
Воспитатель: А д. Мороз все гуляет по лесу… но пора домой. Теперь он знает, что такое весна. Попрощаемся с ним. Счастливого пути! (дети машут Деду Морозу)
В. – Ребята, скажите, чему вы сегодня научились?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что было трудным для вас?
- Если вам понравилось и было легко работать - выберите блок синего цвета.
- Кому было трудно и что-то не получилось – возьмите блок красного цвета. (что тебе было трудно)