Елизавета Журавлева
Интегрированное занятие «Большое космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП занятия : Интегрированное
Образовательная область: познавательное развитие в интеграции с другими областями.
Группа: подготовительная
Конспект НОД № 4 из цикла: «Детям о космосе»
ЦЕЛЬ НОД: формирование познавательной активности детей посредством ознакомления с космосом.
ЗАДАЧИ приоритетной образовательной области - познавательное развитие:
• Побуждать детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач;
Публикация «Интегрированное занятие „Большое космическое путешествие“» размещена в разделах
• Обобщить знания о профессии космонавта, космосе, планетах солнечной системы;
• Закрепить навыки обратного счета в пределах 10, знание цифр;
• Совершенствовать умения детей ориентироваться на листе бумаги, действовать согласно инструкции;
• Закрепить умения классифицировать фигуры по форме, по цвету и величине;
• Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление; навыки конструктивной деятельности.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
• Воспитывать уважение к профессии космонавта, желание быть смелыми и сильными;
• Формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
• Способствовать развитию отношений между детьми на позитивной основе, повышению эмоционального настроя воспитанников;
• Воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир, природу;
• Воспитывать самостоятельность, ответственность, чувство безопасного поведения.
Речевое развитие:
• Поощрять стремление детей выражать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи;
• Обогащать словарный запас названиями планет солнечной системы.
Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать умения изображать звезды различной величины и цвета, располагать их на ночном небе;
• Создавать положительный эмоциональный настрой посредством фонового музыкального сопровождения некоторых фрагментов занятия.
Физическое развитие:
• Способствовать снятию напряжения мыслительной деятельности через двигательные игры, чередование деятельностей в течение всего занятия;
• Развивать мелкую и крупную моторику, двигательную активность.
Цель применения ИКТ в НОД:
• активизация познавательной деятельности детей,
• концентрация внимания дошкольников,
• повышение эффективности образовательного процесса.
Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:
• активизация познавательной активности воспитанников;
• формирование учебной мотивации;
• закрепление материала, полученного во время НОД;
• использование современных форм представления материала.
Планируемые результаты НОД:
Дети обладают достаточными представлениями об окружающем (в частности космосе); проявляют инициативу в разных видах деятельности; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; понимают реальную и условную ситуации; владеют устной речью и могут использовать ее для общения со взрослыми и сверстниками; у детей развита мелкая и крупная моторика; они подвижны и мобильны, могут контролировать свои действия и управлять ими.
Предпосылки УУд:
• коммуникативные – умение слушать, рассуждать, делать выводы, участвовать в совместной деятельности - в паре, мини группе, индивидуально при работе с интерактивной доской, предлагать помощь и сотрудничество;
• познавательные – умение ориентироваться на листе, в пространстве, выбирать наиболее эффективные способы решения той или иной задачи; умение анализировать.
• регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• личностные – умение ориентироваться в межличностных отношениях; умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Используемое оборудование:
• для педагога: проектор, ноутбук, Smart доска (или телевизор, компьютерная презентация, фотоаппарат, набор звездочек
• для детей: гимнастические палки для построения ракеты, «космические планшеты», набор геометрических фигур (красный круг, желтый квадрат, синий треугольник, зеленый овал, большой оранжевый круг, 4 обруча (большой синий и маленький зеленый; красный и желтый одинакового диаметра, два набора цифр от 1 до 9, листы бумаги формата А4 синего, фиолетового, черного, темно-голубого цвета, стаканчики для воды, кисточки, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная работа:
• Беседы, ситуативные разговоры, НОД о планете Земля, других планетах космосе, космонавтах (цикл «Детям о космосе»).
• Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, плакатов, альбомов, книг, просмотр слайдов, презентаций.
• Закрепление математических понятий и освоение математических действий: сосчитывание звезд в созвездиях, операции с множествами, комбинирование состава звезд по цвету, количеству, размеру;
• Чтение: Н. Носов «Незнайка на луне», К. Голованов «Дорога на космодром», О. Емельянова «В космосе», Астрономия в картинках для дошкольников, А. Хайт «По порядку все планеты», Ж. Парамонова «Наша Солнечная система».
• Рисование «Космическая фантазия».
• Конструирование и вырезание звездочек.
• Аппликация коллективная «Планета Земля».
• Лепка «Наша Солнечная система»
• Наблюдение за звездами с родителями по вечерам
Содержательная часть:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть – (продолжительность – 4 мин)
1.1. Приветствие
Цель: Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, психологического комфорта. Цель: Установление тактильного, зрительного контактов. Участие в игре.
- Ребята, доброе утро!
Воспитатель на фоне спокойной радостной музыки читает стихотворение.
И вот мы снова вместе,
Вы рады, детвора?
Приветствуем друг друга:
И вы, и ты, и я.
Я предлагаю пожать друг другу руку и улыбнуться.
Воспитатель пожимает руки детям, улыбается.
Дети собираются в полукруг около воспитателя.
Дети пожимают руки друг другу, воспитателю, улыбаются.
1.2. Создание мотивации. Постановка проблемы. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности Цель: принятие поставленной задачи
- Ребята, сегодня утром наши мальчики, Ваня и Кирилл, рассматривая «Астрономию в картинках», выразили желание побывать в космосе.
- А вы как считаете, мы можем это сделать?
- А как?
- Вы догадались, что мы сегодня будем делать?
Предполагаемые ответы детей: «Да».
Предполагаемые ответы детей: «Полететь в космос».
Предполагаемые ответы детей: «Отправимся в космос».
2. Основная часть – содержательно-деятельностный этап
«Большое космическое путешествие»
(продолжительность 20 мин.)
Цель – формирование познавательной активности детей посредством ознакомления с космосом. Цель – проявление инициативы для получения новых знаний, закрепления и обобщения уже имеющихся.
- Ребята, вы согласны отправиться в космическое путешествие?
- А как называется профессия человека, который летает в космос?
- А что нужно сделать, чтобы нам разрешили полёт?
- Верно, ведь в полёт берут только самых сильных, смелых, здоровых и умных ребят.
Чтобы космонавтом стать
Надо очень много знать,
Надо многое уметь
И при этом не болеть! Предполагаемые ответы детей: «Да».
Предполагаемые ответы детей: «Космонавт».
Предполагаемые ответы детей: «Подготовиться».
Настраиваются на путешествие.
2.1. Игра-тренировка «Кружимся парами»
Цель: тренировка вестибулярного аппарата. Цель: участие в игре, выполнение упражнения.
Дети разбиваются на пары по желанию. Кружатся парами, крепко держась за руки, соблюдают правила безопасности.
2.2. Конструктивная игра «Строим ракету»
Цель: совершенствовать навыки строительства ракеты по схеме; развивать способность действовать в воображаемом плане, используя предметы-заместители; воспитывать доброжелательные отношения, умение договариваться друг с другом. Цель: строительство ракеты с помощью схемы, развитие умения работать сообща.
- На чем летают космонавты?
- Предлагаю построить ракету по схеме из гимнастических палок.
Предполагаемые ответы детей: «На ракете».
Дети договариваются и сообща строят ракету на полу, используя схему.
Дети с удовлетворением отмечают, что ракета получилась.
2.3. Гимнастика «Ракета»
Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики Цель: выполнение движений согласно тексту.
Раз-два, стоит ракета,–
Три-четыре, скоро взлет. –
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год. –
Но в полете нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею,
Ей передаем привет.
- Ракета готова. Можно отправляться.
- Нужно выбрать экипаж, а остальные – космонавты.
- Надеваем специальные костюмы. Как они называются?
- Экипаж к полету готов?
- Начинаем обратный отсчет.
- Полетели!
- В полете предлагаю фотографировать интересные моменты, зарисовывать их, запоминать. Поднимают руки вверх.
Разводят руки в стороны.
Делают круг руками.
Берутся руками за щеки, качают головой.
Руки в стороны, наклоны корпуса вправо, влево.
Сгибают руки в локтях.
Разводят руки в стороны.
Поднимают руки вверх и машут ими.
Выбирают экипаж.
Ответы детей: «скафандры».
Имитируют.
Занимают места в ракете.
Ответ: «Готов!»
Дети хором считают от 10 до 1.
Имитируют полет и фотографирование.
2.4. Графический диктант
Цель: развитие пространственного воображения, внимания, умения слушать педагога. Цель: умение ориентироваться на листе, развитие слухового внимания.
- Чтобы не сбиться с пути, космонавты должны уметь хорошо ориентироваться в пространстве. Возьмите космические планшеты (лист картона формата А4 с липучками по углам и центру, набор цветных геометрических фигур (с липучками на обратной стороне) и выполните следующее задание:
• положите в верхний левый угол красный круг,
• положите в правый верхний угол желтый квадрат,
• положите в нижний правый угол синий треугольник,
• положите в нижний левый угол зеленый овал,
• на середину листа положите большой оранжевый круг.
- Ребята, чтобы проверить правильность выполнения задания, предлагаю разбиться на пары и выполнить проверку друг у друга. Берут космические планшеты и набор геометрических фигур.
Выполняют словесные указания воспитателя.
Делятся на пары, проверяют правильность выполнения задания друг у друга, комментируют оценку.
2.5. Фронтальная беседа
Цель: закрепление имеющихся знаний, развитие познавательной и речевой активности. Цель: активизация личного опыта.
- Продолжаем наш полёт.
- Посмотрите в окна ракеты. Как они называются?
- Что мы видим?
- Какой формы наша планета?
- А какого цвета наша Земля из космоса? Почему?
- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?
- Что мы видим на ночном небе?
- Почему звезды не видны днем?
- Как вы думаете звезды маленькие или большие?
Предполагаемые ответы детей: «иллюминаторы».
Предполагаемые ответы детей: «нашу планету Земля».
Предполагаемые ответы детей: «форма шара».
Предполагаемые ответы детей: «голубого, так как большую часть занимает вода».
Предполагаемые ответы детей: «глобус».
Предполагаемые ответы детей: «звезды».
Предполагаемые ответы детей: «днем светит Солнце».
Предполагаемые ответы детей: «звезды очень большие».
2.6. Дидактическая игра «Собираем звезды». Работа в подгруппах.
Цель: развитие умений классифицировать предметы по величине и цвету. Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха, умение договариваться.
- Ребята, смотрите, сколько разных звезд.
- Наверное, был листопад. Правильно?
- А звезды одинаковые?
- По какому признаку можно разделить звезды?
- Предлагаю разделиться на две команды – мальчики и девочки. Договоритесь, какая команда, какие звезды будет собирать. Поместите большие звезды в обруч большого размера, а маленькие – в обруч маленького размера.
- Сколько больших звезд?
- Сколько маленьких?
- Выберете соответствующие цифры.
- Предлагаю провести взаимопроверку.
- А еще, по какому признаку можно разделить звезды?
- Предлагаю снова договориться, кто будет собирать красные, а кто – желтые звезды и разместить их в соответствующих обручах. Выберете нужные цифры.
- Снова проверьте правильность выполнения задания.
- И команда девочек, и команда мальчиков четко и слаженно выполнили это задание. Дети видят на ковре много звезд красного и желтого цвета.
Дети не соглашаются. Ответы: «Звездопад».
Ответы: «Нет».
Предполагаемые ответы детей: «по величине (размеру)».
Дети делятся на две команды – команда девочек и команда мальчиков. Договариваются.
Дети размещают звезды большого размера в большом обруче, а звезды маленького размера – в маленьком обруче.
Ответы детей.
Ответы детей.
Выбирают нужные цифры.
Взаимопроверка.
Предполагаемые ответы детей: «по цвету».
Договариваются.
Собирают красные звезды в красный обруч, а желтые – в желтый.
Выбирают нужные цифры.
Взаимопроверка.
Выводы детей о правильности выполнения задания.
2.7. Дидактическая речевая игра «Доскажи словечко»
Цель: упражнять в дополнении предложения по смыслу Цель: участие в игре, желание сказать правильно.
Включается интерактивная доска.
- А какая самая большая звезда?
Слайд 1. Изображение Солнца.
Слайд 2. Изображение космического пространства.
В пространстве космическом воздуха нет,
И кружат там девять различных планет,
И солнце – звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
- Продолжаем полет.
Есть еще игра для вас,
Покажите просто класс.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте:
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз…
Два….
Три ….
Четыре ….
Пять ….
Шесть ….
Семь….
За ним…
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом и девятая планета
Под названием….
По мере называния детьми планет, их изображения появляются на экране.
Слайды 3-12. Изображения планет.
- Ребята, я хочу вам сказать, что в недавнем времени Плутон считался девятой планетой солнечной системы, но из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом.
Слайд 13. Солнечная система.
Интерактивная доска выключается.
Предполагаемые ответы детей: «Солнце».
Принимают предложение взрослого.
Предполагаемые ответы детей:
….Меркурий,
…. Венера,
…. Земля,
…. Марс.
…. Юпитер,
…. Сатурн,
…. Уран,
…. Нептун.
….
…. Плутон.
Слушают сообщение воспитателя.
2.8. Дидактическая игра «Блиц опрос». Индивидуальная работа.
Цель: развитие мыслительной и речевой активности, умения работать самостоятельно. Цель: давать быстрые ответы на вопросы.
- Ребята, а теперь мы проведем блиц опрос. Все знают, что это такое?
За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. Согласны? «Это короткие вопросы, на которые нужно давать быстрые ответы».
«Да».
Солнце – звезда или планета?
Сколько планет вращается вокруг Солнца?
Далеко ли до Солнца?
Как происходит движение планет?
Какие планеты самые близкие к Солнцу?
Почему Меркурий с одной стороны горячий, а с другой – холодный?
Почему Венеру называют самой красивой планетой?
Из чего состоит кольцо Сатурна?
Почему на Юпитере невозможно совершить посадку?
Какие планеты самые дальние и самые холодные?
- Блиц опрос окончен. Посчитаем звезды.
- Кто победил? Давайте им похлопаем.
- Ребята, я считаю, что мы с вами сегодня все победители. Как вы думаете, почему?
- Действительно, мы вместе справились со всеми испытаниями. Мы – настоящие космонавты.
- А сейчас я хочу вас спросить: исполнили ли мы желание Вани и Кирилла?
Нашей ракете пора возвращаться.
- Экипаж, к возвращению на Землю готов?
- Начинаем обратный отсчет.
- Полетели! Предполагаемые ответы детей: «Звезда».
Предполагаемые ответы детей: «Восемь».
Предполагаемые ответы детей: «Очень и очень далеко».
Предполагаемые ответы детей: «Планеты движутся вокруг Солнца по определенным орбитам».
Предполагаемые ответы детей: «Меркурий, Венера, Земля, Марс».
Предполагаемые ответы детей: «Меркурий медленно вращается вокруг Солнца, поэтому Солнце греет только один бок».
Предполагаемые ответы детей: «Венера появляется в лучах зари – утренней и вечерней».
Предполагаемые ответы детей: «Из множества больших и маленьких камней».
Предполагаемые ответы детей: «У него нет твердой поверхности, планета состоит из газа».
Предполагаемые ответы детей: «Уран, Нептун».
Дети считают, сколько у кого звездочек.
Дети называют победителя или победителей. Аплодируют.
Предполагаемые ответы детей: «Все старались», «Справились со всеми заданиями», «Были умелыми, быстрыми, внимательными».
Предполагаемые ответы детей: «Да. Мы побывали в космосе».
«Готов».
Дети считают от 10 до 1.
Имитируют полет и приземление.
3. Заключительный этап –
(продолжительность 6 минут)
3.1. Продуктивная деятельность.
Цель: развитие творческих способностей Цель: желание оживить фотографии
- Ну, вот мы с вами и на Земле.
- Ребята, смотрите, вместе с нами из космоса вернулись фотографии.
- Но они какие-то странные. Только синего, фиолетового и черного цвета.
- Как вы думаете, что это?
- А чего на нем не хватает?
- Как же сделать так, чтобы фотографии стали красивыми?
- Подходите, берите нужный вам изобразительный материал, рассаживайтесь поудобнее, рисуйте.
Включается музыка.
- Ребята, как только наши фотографии будут готовы, мы сможем разместить их на нашей демосистеме. Рассматривают фотографии.
Предполагаемые ответы детей: «Это ночное небо».
Предполагаемые ответы: «Звезд».
Предполагаемые ответы детей: «Нарисовать звезды».
Дети берут фотографию, материал по выбору: краски, карандаши фломастеры, восковые мелки, гуашь и оживляют фотографию.
Принимают предложение педагога.
3.2. Рефлексия
Цель: определение эмоционального состояния детей по окончании деятельности; развитие рефлексивных навыков. Цель: определение эмоционального отношения детей к занятию.
- Ребята, вы умеете помогать друг другу, умеете договариваться, знаете много о космосе.
- Если вам понравилось путешествие, возьмите солнышко, а если нет – тучку.
- Всем спасибо.
Рассуждают, обмениваются впечатлениями, выбирают солнышко или тучку.
Информационные ресурсы:
1. Картинки для презентации в свободном доступе на сайте https://yandex.ru/images.