Жанна Краснова
Интегрированное занятие по речевому развитию «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие
Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народной тряпичной игрушкой.
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с историей русского народа; Познакомить с историей и видами народных кукол. Развивающие : Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству. Совершенствовать мелкую моторику (сворачивание, заматывание, завязывание узлов) Развивать связную речь;упражнять в образовании относительных прилагательных (деревянная,резиновая,соломенная,глиненная,соломенная,тряпичная). совершенствовать умение отвечать на вопросы; Воспитательные. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.
Методы и приемы:- словесный, наглядный, практический.
Материал: кусочки ткани разных размеров и разного цвета, белая ткань 20 х20 см., кусочки шерстяных ниток, кусочки тесьмы, несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки, рушник,скатерть,сундук
Ход занятия
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется.
А доброе слово и для вас готово.
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду!
Ребята, посмотрите сегодня и гости пришли. Давайте поприветствуем гостей по старым обычаям: приложить руку к груди и сделать поклон.
Воспитатель Сегодня я буду исполнять роль- мудрой бабушки. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне - Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. Все, что я знаю, отдаю людям. Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. А поможет мне вот этот сундук из прошлого. Воспитатель: Как говорили в старину: давайте присядем рядком, да поговорим ладком. (дети ссадятся) Воспитатель: - Кто знает для чего он служил? (ответы детей) . Воспитатель: Правильно. Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Это сундук наших предков.
Вот сундук стоит
много тайн он хранит
К сундуку подойду
Может, что-нибудь в нём найду
Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный. Чтобы его открыть, надо сказать:
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. (Воспитатель открывает сундук)
- Что же это? (сарафан и рубашка. Так одевались люди много – много лет тому назад. Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки. ,а мальчики и мужчины носили вот такие рубахи (косоворотки) и штаны
Воспитатель: В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы. Давайте узнаем, что нам сейчас покажет сундук (воспитиатель достаёт игрушки) .
Воспитатель : Ребята как вы думаете, Что это? Это игрушки Воспитатель: У вас у всех дома есть игрушки.
Откуда у вас появились игрушки? (Подарили родители). Где их покупают? (В магазине). А как вы думаете, где делают игрушки? (На фабрике).
Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. А в те далёкие времена, когда жили наши предки бабушки и дедушки не было фабрик для изготовления игрушек, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток и ткани (тряпочек, из дерева ( рассмотреть игрушки: матрёшка,свистулька,яйцо, кула, стучалка,кукла)
Воспитатель: Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из резины? (резиновая)
Из тряпочки? (тряпичная)
Воспитатель: А теперь я предлагаю сравнить Сравните вот эти игрушки (сделанные на фабрике) и вот эти игрушки (сделанные своими руками). Они одинаковые или нет? А чем они отличаются? (одни фабричные, другие сделаны раками человека)
Воспитатель: Тряпичные куклы – это самодельные куклы, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки. С трехлетнего возраста обучали изготавливать куклы и лет с 5 любая девочка могла сделать простейшую тряпичную куклу. К куклам относились очень бережно передавая от бабушки к внучке,от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила и свой сокровенный сундук с куклами. Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и ножниц. Лоскутки и нитки для куклы можно только отрывать,а не отрезать. И тряпочки сшивать не разрешалось-только связывать и заматывать. У русской народной куклы не должно быть лица., чтобы в неё не вселилась злая сила. Куклу называли безликой,это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. Воспитатель: А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они необычные. Каждая кукла имеет своё значение. Кукла Зерновушка (Крупеничка (горох,гречку). Это кукла – мешочек. В неё насыпали зерно. На мешочек надевали юбку платок получалась сипатичная кукла Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. Кукла Травница Это тоже кукла – мешочек. В него помещали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав. Кукла Пеленашка- с рождения ребёнка охраняла эта кукла Её подкладывали в колыбель к ребёнку, чтобы обмануть злых духов. В нее также играли и взрослые девочки, они пели её колыбельные песни, сказки расказывали,няньчили. Кукла Зайчик на пальчик это маленькая куколка, которая делалась для ребёнка, чтобы ему не было скучно, особенно когда он оставался один дома. Это был маленький друг, который всегда был рядо и оберег.
Кукла Утешница. это народная кукла, которая использовалась, чтобы отвлечь плачущего малыш, её юбочкой вытирали слёзки и предлагали с ней поиграть. А ещё вешали конфетку. Это очень ласковая, добрая кукла-малышка, которая может «утешать» голосом мамы или бабушки.
Воспитатель:Засиделись наши ножки, Надо их размять немножко. В круг скорее вы вставайте, С куклой Зайчик поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу, Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга - Ты с зайчиком попрыгаешь? - Попрыгаю, попрыгаю! - А ножками подрыгаешь? - Подрыгаю, подрыгаю! -А ручками похлопаешь? - Похлопаю, похлопаю! - А ножками потопаешь? - Потопаю, потопаю! - А ручками помашешь? -Помашем, помашем! -А потом попляшем? Попляшем, попляшем! (дети садятся) Воспитатель: Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Воспитатель: Ребята,я предлагаю вам сделать куклу Утешницу,хотите (Да) Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, может бабушкин сундук нам в этом поможет? Воспитатель: в сундуке лежат лоскуты разные, нитки, тесемки – это всё для нашей куклы? Воспитатель: садимся на стульчики за маленький стол и сейчас мы с вами попробуем. В народе говорят: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, нитки. (Русская народная мелодия) Воспитатель: кукла получилась такой красивой, потому что вы вложили в неё тепло своих рук, доброту, внимание.