Алла Филимонова
Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Волошинский детский сад
Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»
Средняя группа
Разработал: Филимонова А. Г.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о свойствах соли и области ее применения путем экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со свойствами соли, и области ее применения (растопляет лед, соленая вода выталкивает предметы);
• уточнить знания детей о соли и ее назначении в нашей жизни;
Публикация «Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;
• закрепить умение нетрадиционному способу рисования солью.
Развивающие:
• развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно-следственную связь в ходе экспериментирования;
• развивать навыки экспериментирования.
• развивать умственные операции: обобщение, способность анализировать;
• развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
• воспитывать любознательность;;
• бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
• воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру,умение работать в коллективе, желание помогать тем, кто оказался в беде;
• воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа:
- просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы;
- разучивание пальчиковой игры;
-дидактическая игра «Что мы знаем о соли»;
-рисование солью, изготовление поделок из соленого теста, изготовление насыпушек.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная, экспериментальная, двигательная.
Методы и приемы: словесный метод (указание, вопросы к детям, наглядный метод
(обследование предмета, показ способа действия, практический метод (опыты с солью, раскрашивание картинок солью, игровой метод (путешествие, дидактическая игра «Что мы знаем о соли», физминутка, пальчиковая гимнастика, метод поощрения.
Оборудование: ноутбук, экран, оборудование для экспериментирования с солью (ёмкости, одноразовые тарелки, стаканы с водой, лед в контейнере, мешочек с солью, сырые яйца и др) аудиозаписи, видеозаписи, влажные салфетки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:
скажем здравствуйте глазам,
скажем здравствуйте руками,
скажем здравствуйте мы ртом,
станет веселей кругом.
Воспитатель: ребята, сегодня утром нам пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда внимание на экран (ВИДЕО)
«Здравствуйте ребята! Баба Капа попросила, чтобы я принес соль. А что такое соль, откуда она взялась, для чего она нужна, я не знаю. Мне рассказали, что в вашем детском саду, именно в средней группе, самые умные, самые любознательные и самые внимательные дети, которые много знают и много умеют. Помогите мне, пожалуйста, узнать все про соль»
Воспитатель: Ребята ну, что поможем Лунтику, расскажем ему все, что знаем о соли?
Я предлагаю вам стать в круг и поиграть в игру «Что мы знаем о соли»
(Мешочек с солью, передаем соседу и отвечаем на мои вопросы).
- какого цвета соль? (Соль белого цвета);
- соль имеет запах? (Соль не имеет запаха)
- соль можно пересыпать? значит, она какая? (соль сыпучая)
- на что похожа соль? (соль похожа на маленькие кристаллы)
- почему говорят про соль : «В воде родится, а воды боится?» (Потому, что соль растворяется в воде)
- если соль растворить в воде, какой вода становится на вкус (соленой)
- какая бывает соль? (каменная, поваренная, морская)
- где добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах и т. д.)
- для чего нужна соль, где ее применяют? (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Воспитатель: Молодцы вы много знаете о соли, а хотите узнать еще больше? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Мы с вами станем самыми настоящими учеными
А кто такие ученые? (Ученые это люди, которые узнают что - то новое и потом нам об этом рассказывают.)
Ребята, а вы знаете, что самое главное в лаборатории? (соблюдать правила)
Воспитатель: Главное в лаборатории – соблюдать правила. Давайте их вспомним.
Что бы правильно выполнять опыты, нужно:
- внимательно слушать
- четко выполнять указания
- быть наблюдательным
- сначала смотреть, а потом повторять
- все класть на место
- не толкать соседа во время работы
- не трогать руками глаза, не лезть в рот
- и самое главное делать выводы
Воспитатель: Ребята, я сегодня буду старшим ученым, (одевает халат и шапочку) так как я уже знаю, чем интересным можно заняться в нашей лаборатории, а вы будете моими помощниками. Согласны? Для этого я вам раздам спецодежду, это такие специальные шапочки. Подходите, берите шапочки, аккуратно одевайте, не спешите, не роняйте, одел сам, помоги соседу. Готовы? Ну ка, дайте я на вас посмотрю. Ой, какие вы красивые, прямо настоящие ученые!
Воспитатель: Ребята, но чтобы попасть в лабораторию необходимо волшебство.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в лабораторном центре очутились (открывается занавес)
Ребята, открывайте глазки. Вот мы и в научной лаборатории. Проходите, занимайте свои места.
А вы не забыли, зачем мы сюда пришли? Правильно, сегодня мы помогаем Лунтику узнать все про соль, и в нашей лаборатории мы будем проводить опыты с солью.
Воспитатель: Для первого опыта нам понадобится два сырых яйца и два больших стакана с водой. Поможет мне провести этот опыт ….
Попробуйте какая в стаканчиках вода на вкус? (чистая, не солёная) Как вы думаете, что будет с яйцом, если его положить в воду. (ответы детей) Давайте проверим. Аккуратно возьмите яйцо и опустите его в стакан. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно, утонуло) .
Возьмите второй стакан с водой, и добавьте в него соль (соль перед детьми в мерных стаканчиках) и хорошенько размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде) Какая стала вода на вкус? (соленая) Ну ка проверьте, так ли это? Дети, а вспомните, где еще бывает соленая вода? Правильно в море, в океане. А в речке, какая вода? (пресная, не соленая) Так вот, вернемся к опыту. Какие вы думаете, что произойдет с яйцом, если мы опустим его в стакан с соленой водой (дети высказывают предположения)
Воспитатель: Давайте проверим! Опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Соленая вода способна выталкивать небольшие предметы, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Повтори… что происходит с предметами в соленой воде? (Предметы в соленой воде не тонут, Соленая вода выталкивает предметы) Подумайте, в какой воде будет легче научиться плавать в соленой или пресной? В соленой воде быстрее и проще научиться плавать, чем в чистой. (В море быстрее, чем в речке)
Воспитатель: Ребята, а вы видели как наш дворник посыпает лед солью? Как вы думаете, для чего он это делает? (ответы детей) Хотите узнать?
Для следующего опыта я приготовила кусочки льда. Я попрошу своего ассистента Марину Алексеевну принести лед из холодильника.
На тарелочки я вам разложу по два кубика льда.
Перед вами лоточки с солью, возьмите щепотку соли и посыпьте ею один кубик льда. Смотрите внимательно, что происходит с льдом. Лед, посыпанный солью, быстро тает, а лед, не посыпанный солью тает медленнее. Потрогайте пальчиками какой на ощупь стал лед посыпанный солью (шершавый) А лед который ы не посыпали солью? (гладкий, скользкий)
Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Соль растворяет лед. Именно поэтому, соль незаменимый помощник в гололед, чтобы мы с вами не падали, дворники посыпают лед солью.
Воспитатель: Ребята наша работа в научной лаборатории подошла к концу. Что нового вы узнали сегодня о соли. (Соль выталкивает предметы, соль незаменимая помощница в гололед, растворяет лед. Вода из солевого раствора испаряется, получаются кристаллы соли.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в творческую лабораторию. Становитесь за мной, отправляемся в творческую лабораторию
Физминутка:
На Сольпроме есть гора
Только белая она (дети шагают)
Вот такой высоты (руки вверх)
Вот такой ширины (руки в стороны)
Ветер с моря сильно дул (дуть)
Всю макушку с горы сдуло (наклоны в стороны)
Мы лопаты быстро взяли,
И опять всю соль собрали (наклоны вперед)
А теперь мы отдохнем (присели)
И опять за стол пойдем (шагаем)
Воспитатель: Вот мы и в творческой лаборатории, проходите, присаживайтесь поудобнее за столы. Спинки прямые, ноги вместе.
Воспитатель: Ребята мы с вами уже вспомнили, для чего нужна соль, а вот про то, что солью можно рисовать забыли. Что мы с вами уже рисовали солью? (Снежинки и т. д.) А что будем рисовать сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Ну и платье!
Сплошь иголки.
Носят это платье?. (Ёлки)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем рисовать елочки. Но прежде чем начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Перед вами стоят контейнеры с солью, мы уже выполняли такую гимнастику, давайте вспомним, первое упражнение «Паучок» (погрузите в соль только подушечки пальцев)
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Воронка»
( Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
«Солим суп»
( Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.)
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
«Моем ручки»
( Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.)
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
«Пересыпь соль»
( Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую).
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
Воспитатель: Молодцы ребята. Наши пальчики готовы к работе?
Воспитатель: Перед вами лежат заготовки с изображением Елочек. Ребята, а какое у нас время года наступило (Зима) А как вы думаете, маленьким елочкам холодно зимой в лесу? А чтобы они не замерзли, что можно сделать? (Укрыть снегом, снежным покрывалом) Ребята, скажите, какого цвета снег? (белого). А соль, какого цвета? (белого) А как вы думаете, мы можем использовать соль для рисования снега?
Воспитатель: А кто мне напомнит, как мы рисовали солью? Что делали сначала? Что потом? (На елочку наносим клей ПВА, после того, как елочку полностью нарисовали клеем, мы хорошенько посыпаем её солью.)
Воспитатель: Приступайте к работе
Самостоятельная работа детей (Под музыку дети выполняют рисунок по теме. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)
Воспитатель: Ребята заканчивайте работу. Не забываем вытирать руки салфетками. Посмотрите, какие красивые елочки у нас получились. Белые пушистые, теперь они точно не замерзнут зимой под белым снежным покрывалом.
Воспитатель: Ребята оставим наши работы сохнуть. Подходите, пожалуйста, ко мне наше путешествие в лабораторный центр подошло к концу.
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Уважаемые ученые, снимайте свою спецодежду. Закройте глаза и давайте все вместе скажем волшебные слова.
Сейчас кругом я повернусь.
И в детском саде окажусь (МУЗЫКА)
Воспитатель: Дети пока мы с вами были, в путешествии Лунтик вышел с нами на связь, внимание на экран. (ВИДЕО)
«Дорогие ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы много рассказали о соли, о ее чудесных свойствах, о том, как она выглядит, где ее добывают и для чего она нужна, а что вам понравилось? А что запомнилось больше всего? Какие открытия вы сегодня сделали? А хотели бы вы стать настоящими учёными? Спасибо вам ребята. Мне не терпится поскорее рассказать о соли всем своим друзьям. В группе вас ждет подарок от меня. Досвидания! До новых встреч!»
Воспитатель: Ребята вам интересно узнать, что за подарок приготовил для нас Лунтик? Тогда давайте прощаться с нашими гостями. (дети прощаются)