Шаталова Ольга
Интегрированное мероприятие по музыкальной деятельности «Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.
Задачи:
- Прививать любовь к его творчеству.
- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
- Развивать творческие способности дошкольника.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
Предварительная работа: прослушивание Адажио П. И. Чайковского.
Чтение художественной литературы «Щелкунчик»
Публикация «Интегрированное мероприятие по музыкальной деятельности „Балет П, И, Чайковского „Щелкунчик“» размещена в разделах
Ход мероприятия:
Музыкальный руководитель : (входит в групповую ячейку и приглашает в музыкальный зал) -Ребята я вас приглашаю в увлекательное путешествие сказочной музыки, кто желает пройти за мной? (входят в музыкальный зал, присаживаются на свои места) А вы знаете, ребята, что в новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких новогодних ночей описана в знакомой вам сказке П. И. Чайковского «Щелкунчик». Предлагаю всем посмотреть на экран. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Он написал много произведений для детей, потому что очень любил детей. Его музыка красивая, добрая. Чайковский очень любил сказки. На сюжет сказки «Щелкунчик» он сочинил балет.
- Ребята, что такое балет? Кто может сказать? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец. В балете никто не разговаривает, не поет. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что все, о чем рассказывается в сказке, становится понятным. Сегодня мы познакомимся с балетом П. Чайковского – «Щелкунчик». Но чтобы отправится в путешествие в мир музыки, вспомним эту историю еще раз. Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала : «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!
Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.
Начнем с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку (звучит запись). Какая она?
Дети. Музыка радостная, нежная.
Музыкальный руководитель : Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. А сейчас вернемся к началу балета. Новогодняя елка наряжена. Дети рассматривают на ней игрушки и подарки. Звучит марш. (звучит запись). Какой это марш по характеру?
Дети. Веселый, шуточный.
Музыкальный руководитель : Ребята, а вы помните, о чем наша сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик? А почему его называют Щелкунчиком?
Возможный ответ детей: Щелкунчик- это деревянная игрушка. Потому что он умеет щелкать орехи.
Музыкальный руководитель : А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним. «Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать?
Возможный ответ детей: «…Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Другие дети взяли свои игрушки и тоже стали веселиться.»
Музыкальный руководитель : Послушайте, как П. И. Чайковский передает в музыке настроение Мари и других ребят. Мы с вами уже слушали эту музыку. Может кто- то вспомнит как она называется? Слушайте внимательно. (Звучит «Марш» из балета)
Музыкальный руководитель : Как называется этот музыкальный фрагмент и какого характера музыка?
Дети: Это марш. И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.
Музыкальный руководитель : Послушайте, как меняется музыка в средней части марша.
(Звучит средняя часть марша)
Возможный ответ детей: Музыка звучит быстрее. По характеру она тревожная, настороженная.
Музыкальный руководитель : : Правильно ребята. Музыка готовит нас к тому, что героев ждут опасные приключения.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?
Возможный ответ детей: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.
Музыкальный руководитель : Ребята, а что такое «колыбельная»?
Возможный ответ детей: Это песня, под которую засыпают.
Воспитатель: Послушайте песню П. И. Чайковского. (Звучит Колыбельная из балета) Какая по характеру музыка в колыбельной?
Возможный ответ детей: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно.
Музыкальный руководитель : Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик?
Возможный ответ детей: Он сказал, что его заколдовала королева мышиного царства- Мышильда, превратив его в игрушку. А спасти его может победа над мышиным королем.
(звучит марш мышиного войска). Слушание музыки до конца. Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая. Это появился мышиный король со своим войском.
Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшней становится музыка. Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?
Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.
Музыкальный руководитель : Все жители королевства были рады возвращению Мари и принца. А кто был важным гостем на этом празднике? Послушайте музыку, она вам подскажет. (звучит «Танец феи Драже»)
Дети: На празднике появилась фея Драже, музыка звучала волшебная, сказочная, нежная. Она вся будто звенит и переливается.
Музыкальный руководитель : : Сегодня на нашем занятии, мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам больше всех понравился? И почему?
Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогла Щелкунчику победить мышиного короля.
Музыкальный руководитель : : А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля. Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля. Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Наше сказочное путешествие подошло к своему завершению.
Рефлексия: поделится своим мнением что о чем балет, что детям понравилось, а что нет.