Валентина Кудряшова
Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель:
• Ознакомление детей с музыкальным жанром - балет;
• Развитие у детей интереса к классической музыке.
Задачи:
Публикация «Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П, И, Чайковского „Щелкунчик“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
• Развивать в детях эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений;
• Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию произведения;
• Учить передавать характер музыкального образа в движении.
Музыкальный материал:
1) Марш оловянных солдатиков (1 действие)
2) Марш деревянных солдатиков (Детский альбом. П. И. Чайковский)
3) Фея Драже (2 действие)
4) Вальс цветов (2 действие)
Раздаточный материал:раскраска «Щелкунчик», цветные карандаши.
Ход беседы:
Здравствуйте, ребята.
- Сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П. И. Чайковского поведут нас в мир сказки.
- Вы ведь любите сказки? Ответ:- Да.
Слайд 2
Все вы знакомы со сказкой Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и мультфильм, основанный на этой сказке, тоже смотрели.
Слайд 3
- Ребята, а кто такой П. И. Чайковский? Ответ: - Композитор.
Слайд 4
- П. И. Чайковский тоже прочитал эту сказку, и она ему очень понравилась. Он решил написать музыкальный спектакль.
- Где показывают спектакль? Ответ: - В театре.
Слайд 5
- Кто знает, как называется музыкально-театральный жанр, где в действиях исполнители танцуют? Ответ: - ?
- Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет.
- Балет – это музыкально-театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра. В балете объединены музыка, танец, сценическое действие, драматическое и изобразительное искусства, т. к. оформляются декорации, шьются костюмы.
Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в опере, а посредством танцевальных движений под музыку.
Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, т. е. немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.
Слайд 6
- А вы знаете, как называют танцовщиц балета? Ответ: - Балерины.
- Посмотрите на экран, какие необычные на балеринах платья.
- Кто знает, как они называются? Ответ: - Пачка
- А что у них на ногах, чешки? Ответ: - …
Слайд 7
- А танцовщиков, как называют? Ответ: - …
- Их называют артистами балета.
- На ногах у танцоров и танцовщиц балета пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Вот почему изобрели пуанты.
Слайд 8
- За постановку хореографических номеров отвечает балетмейстер.
Слайд 9
- Ребята, какие произведения композитора П. И. Чайковского вы знаете? Ответ: - «Ай-Болит»
- Он написал более 80 произведений, в том числе 10 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства.
Петр Ильич Чайковский в произведении «Щелкунчик», как и в других своих балетах, рассказал о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.
- Я вам сейчас расскажу, как это показано в балете. Он состоит из двух действиях.
Слайд 10
- Действие первое. Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка.
Слайд 11
Включается «Марш оловянных солдатиков» из первого действия
- На что похоже это произведение? Ответ: - На марш.
- Как вы определили, что это марш? Ответ: - Ритмичность.
- Правильно, в нем четкий ритм. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты. Он детский, даже немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.
- Какие ещё музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Были слышны трубы, скрипки, флейта, барабанные тарелки.
- Какой характер движения музыки? Ответ: - Сказочный, игрушечный, веселый, бодрый, детский, легкий, веселый.
- Какой темп? Ответ: - Размеренный.
Слайд 12
- Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Для них он сочинил пьесы и составил сборник, который назвал «Детским альбомом». В этом сборнике есть «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.
- Давайте под этот марш, выполним физкультминутку!
Физкультминутка.
Дети маршируют под музыку «Марша деревянных солдатиков». Выполняют музыкально-ритмические движения.
Кроме маршировки, какие можем использовать движения?
Выполняют музыкально-ритмические движения:
(маршируют легко, хлопают, выполняют скользящие движения руками, легкие наклоны головой, легкие наклоны туловища и др.)
- Молодцы! Хорошо почувствовали ритм и игривость марша? Ответ: - Да.
- Садитесь на места и давайте проанализируем услышанный марш.
- Похож ли этот марш на марш для взрослых? Ответ: - Нет.
- Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты? Ответ: - Нет.
- Чем же этот марш не похож на «взрослый» марш? Ответ: - Он маленький, веселый, тихий.
- А шагают солдатики легко или тяжело? Ответ: - Легко.
-Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»? Ответ: - Высокие.
- Какие музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Только пианино.
- Верно.
- Если сравнить два прослушанных марша, что можно о них сказать? Ответ: - Они оба детские, весёлые. Первый марш торжественный, праздничный, а второй игрушечный.
Слайд 13
- Вернемся к нашему балету. Танцуют взрослые и дети, в это время приходит старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика.
- Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он был очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.
- Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой.
Слайд 14
- Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско разбежалось.
Слайд 15
- Второе действие. Щелкунчик же, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек, в царство Сахарной Феи. В волшебном дворце объявляется начало праздника в их честь. Маша и Щелкунчик с восторгом наблюдают за представлением. Начинаются танцы.
- Чайковский написал несколько танцев к этому балету. Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны. Остроумные музыкальные характеристики получают у Чайковского и различные лакомства царства сластей: шоколад (испанский танец, кофе (арабский танец) и чай (китайский танец)
Слайд 16
- А сейчас давайте послушаем «Танец Сахарной Феи».
Слушаем «Танец Сахарной Феи»
- Что вы можете сказать про эту музыку? Ответ: - Танец Сахарной Феи нежный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
- Этот танец рисует изящный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно.
Слайд 17
- Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики.
- Какие ещё слышны были инструменты? Ответ: - Скрипка, флейта. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка.
- Какой характер? Ответ: - Спокойный, таинственный.
- Послушайте заключительный танец праздничного представления.
Слайд 18
Слушаем Вальс цветов
Под музыку руками показываем музыкально-пластические движения.
- Как вы думаете, что это за танец? Ответ: - Вальс
- Правильно, это вальс.
- Как звучит музыка? Ответ: - … Вальс цветов - звучит ярко, пышно, блестяще, радостно.
- Какие были слышны инструменты? Ответ: - Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Также слышались трубы и скрипки.
- Верно! Звуки арфы как бы, одевают, этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты, а затем включается струнная смычковая группа. В средней части, радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики.
- Какой характер? Темп? Ответ: - Характер мягкий. Темп размеренный.
- Мягкая, чарующая тема вальса является одной из лучших в балете «Щелкунчик»
«Вальс цветов» выделяется своей поистине сказочной красотой. Зло побеждено, добро победило!
- Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто является автором сказки?
- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?
- Что такое балет?
- Как называют танцовщиц балета?
- А танцоров?
- Что на ногах у балерин?
- С какими маршами мы сегодня познакомились?
-Кто автор данных музыкальных произведений?
- Вам понравился балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»?
А теперь, я раздам вам раскраски и карандаши, и вы раскрасите Щелкунчика.
-Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось.
- Наше занятие закончилось!