Елена Филиппова
Интегрированная ОД по ФЦКМ «Солнце» для детей старшей группы
Цель: знакомство детей с Солнцем.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с рассказом Льва Николаевича Толстого влиянии Солнца на планету Земля; пополнить словарь новыми словами (светило, небесное тело, звезда) оказать помощь в запоминании заклички.
Развивающие: развивать умение выразительно читать закличку; развивать восприятие, память, мышление, координация движений, художественное творчество.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство коллективизма и чувство прекрасного.
Публикация «Интегрированная ОД по ФЦКМ „Солнце“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Оборудование: ватман в форме круга; картинка с изображением светила; цветная бумага: красная, жёлтая, чёрная; клеевые карандаши по количеству детей.
Интеграция областей: познавательное развитие (ФЦКМ, развитие речи (чтение художественной литературы, художественное творчество (коллективная аппликация).
Ход ОД:
Целеполагание:
Восп. Отгадайте загадку:
Шар воздушный золотой
Над рекой остановился.
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. (Солнце.)
- Да, это Солнце.
- Как вы думаете, о чём мы сейчас будем говорить?
- Скажите, в какое время суток мы наблюдаем Солнце? (Ответы детей.)
- В какое время суток Солнце находится в зените, т. е. в наивысшей своей точке? (Ответы детей.)
Вывод: Солнце встаёт утром, в зените находится в полдень, т. е. в 12 часов дня, и садится вечером.
Воспитатель выставляет картинку с изображением светила.
- Раньше считали, что Солнце – планета, как и Земля. Но сейчас учёные знают, что Солнце – раскалённая звезда, очень яркая и горячая. Солнце, как печка, вокруг которой мы греемся, и как лампа, от которой идёт свет. Земля вращается вокруг солнца, получая от него живительные лучи.
- Солнце называют светило, небесное тело, звезда. Дети повторяют хором.
- Мы видим солнце жёлтое. А на самом деле на этой раскалённой звезде больше красного цвета, присутствуют чёрные пятна и есть жёлтый цвет.
Физкультминутка.
Раз-два, стоит ракета. Руки вверх.
Три-четыре, скоро взлет. Руки в стороны.
Чтобы долететь до солнца Круг руками.
Космонавтам нужен год. Взяться руками за щеки, качать головой.
Но дорогой им не страшно Руки в стороны, наклоны вправо-влево.
Каждый ведь из них атлет Сгибать руки в локтях.
Пролетая над землею Руки в стороны.
Ей передадут привет. Поднять руки вверх и махать.
- Как вы думаете, почему и животные, и растения не могут жить без Солнца? (Ответы детей.)
- Послушайте, что написал о Солнце великий русский писатель Лев Николаевич Толстой:
«Выйдь зимой в тихий, морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замёрзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится.
Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары вьются; жужжат; деревья, травы растут, махаются.
Нет тепла – всё мёртво; есть тепло – всё движется и живёт.
Откуда берётся тепло на свете? Тепло от Солнца.
Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, - и ничто не шевелится. Станет Солнышко ходить выше над головами, станет светить в упор к земле – отогреется всё на свете и начнёт шевелится.
Станет снег осаживаться, станет отдувать лёд на реках, польётся вода с гор. Кто всё это сделает? Солнце.
Встанут медведи, кроты, очнутся мухи пчёлы, выведутся рыбы из икринок на тепло Кто всё это сделал? Солнце.
Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья, насытятся животные. Напитаются люди, соберут корма и топлива на зиму. Кто всё это приготовил? Солнце.
Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из брёвен. Брёвна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце».
- С тех пор, как Толстой написал этот рассказ, многое изменилось. А Солнце всё так же светит, дарит нам своё тепло, приносит радость, хорошее настроение, здоровье. Когда ярко светит Солнце, у людей повышается настроение, появляется заряд энергии. Люди с удовольствием трудятся, совершают больше добрых дел.
Физкультминутка «Солнышко».
Утро красное пришло, Ходьба. Присесть.
Солнце ясное взошло. Встать, показать руками солнце.
Стали лучики светить
Малых деток веселить. Повороты вправо-влево, шевелить пальчиками.
Прилетели тучки. Бег на месте. Руками показать тучку.
Спрятались лучики. Присесть.
- Давайте выучим закличку и разомнём пальчики перед аппликацией.
Солнышко, солнышко, Показать пальчиками.
Выгляни в окошечко – Руки над головой в форме круга.
Дам тебе веретешечко, Тереть ладошку о ладошку.
Насыплю горошечка. Показать.
Коллективная аппликация обрывным способом: дети отрывают от цветной бумаги кусочки округлой формы и приклеивают на ватман. Т. о. получатся светило.
Рефлексия:
- О чём мы с вами сегодня говорили? (О солнце.)
- Солнце – это что? (Звезда, светило, небесное тело.)
- Какая польза от солнца всему живому на Земле? (Свет и тепло.)
Оценка и самооценка:
- Вам понравилось сегодня заниматься?
- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали: внимательно слушали, активно отвечали, дружно учили закличку и клеили наше солнце.
Свободный выход: А теперь предлагаю вам отдохнуть и приглашаю в зал на спортивный досуг.