Ольга Майорова
Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева, учить пересказывать ее. Знакомство с жизнью народов Севера.
Публикация «Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе „Пересказ эскимосской народной сказки „Как лисичка бычка обидела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корова, бычок. Литература, сказки, стихи для детей
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки народов Севера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Задачи: Побуждать детей пересказывать текст. Во время пересказа использовать слава и высказывания из сказки. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Дать знания о своеобразии жизни народов Севера : жилище, одежда, труд.
Расширять словарный запас детей (каюр, нарты, чум, малица, унты, оленевод).
Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики.
Развивать общую моторику - умение попадать в вертикальную цель, ловкость.
Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Вызвать интерес к фольклору жителей крайнего севера.
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, воспитание добрых чувств.
Материал: презентация «Народы Севера», снежки из ваты, цель «Олень», иллюстрация к сказке, картинка рыбы бычка, мнемограммы к сказке.
Предварительная работа. Беседа о природных зонах, рассматривание их на карте и глобусе, игры мелкими животными на макете «Север».
Ход занятия.
Оргмомент. Игра с мячом «назови животных Севера»
- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.)
- Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.
Презентация.
- Ребята, давайте посмотрим презентацию «Жители крайнего севера» о том, как живут люди на крайнем Севере.
Слайд 1. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана.
Слайд 2. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Слайд 3. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
Слайд 4. Олень — это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.
Слайд 5. Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас.
- Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть.)
- Что делают дети? (Катаются на санях.) Эти легкие длинные сани называются нартами. Нарты — повторите это слово. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляет оленями каюр. Мы много с вами знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей.) Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы погонять оленей.)
Слайд 6. Везде снег. Как вы думаете, взрослым и детям холодно? (Нет.) Почему вы решили, что не холодно? (На них теплая одежда.)
- Рассмотрим внимательнее эту одежду. Из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, и малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь. В ней на Севере зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. На ногах у детей обувь тоже из оленьего мехи, а на головах шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта.
Слайд 7. Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха.
Слайд 8. У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные.
Слайд 9 спасибо за внимание.
Динамическая пауза.
Любимая игра у детей на севере это «Меткий оленевод».
На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. Кто промахнулся, тот садится на стул или за каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот, у которого больше попаданий.
Подготовка к восприятию сказки.
Народы Севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок.
Называется она «Как лисичка бычка обидела» эскимосская народная сказка
- Кто кого обидел? А кто это такой – бычок? Как выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок).
- Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием "бычок". Вот его-то лисичка и обидела.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением морского бычка и лисички.
- Хотите послушать сказку и узнать, что произошло между лисичкой и морской рыбкой – бычком? Мы ее будем пересказывать – слушайте внимательно!
Чтение сказки.
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидела лисичка бычка и запела :
– Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает:
– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
– А ты ему ничего не говорила?
– Сказала.
– Что ты ему сказала? – спросила лиса.
– А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела.
Беседа по содержанию сказки.
- Понравилась вам эскимосская сказка? Как выглядит бычок – рыбешка морская? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? (выпученные). Какой рот? (большой). Как лисичка его назвала? (большеротый).
- Давайте вместе произнесем эти слова. Как бычок назвал лисичку? (косматая) Какие у нее глаза (круглые)
- Почему в сказке называют бычка рыбешкой морской, где он живет? (в море). А если бы он жил в речке, как бы его назвали? (рыбешка речная). А если в озере? (озерная).
- Как лисичка бычка обидела, что она ему запела? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисью дразнилку вместе. (дети поют хором, подгруппами, индивидуально).
- Что сделал бычок, когда увидел лисичку? (высунулся из воды, стал разглядывать). Давайте изобразим, как он это сделал.
- Почему лисичка заплакала?
- Что сделала лисичка, когда бычок ее обидел? (побежала домой).
- А куда она прибежала? (к маме).
- Как вы думаете, поверила мама-лиса своей дочке? Что спросила мама-лиса?
- Что рассказала лисичка своей маме?
- Почему бычок так ответил лисичке?
-Что сказала лиса?
- Почему мама-лиса сказала такие слова : «Ты первая его и обидела»?
- Что можно сказать о лисичке, какая она?
Педагог предлагает рассказать сказку, по иллюстрациям. (2-3 пересказа)
Рефлексия. Понравилась вам сказка? Как называется сказка? (Как лисичка бычка обидела) Про кого говорится в сказке? Как вы думаете, лисичка поняла, что обижать других нельзя? Как бы вы закончили сказку?
Кто написал сказку (это эскимосская народная сказка) Где живет этот народ (на севере) Как называется их дом (чум) Чем занимаются народы севера? (оленеводство и рыболовство)
Чему нас учит эта сказка? Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?