ксения голубева
Интегрированная НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию «Моя малая Родина»
Интегрированная НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию средствами музыки и фольклора на тему: «Моя малая Родина».
Программное содержание:
Приобщить детей к народным истокам.
Формированию устойчивого интереса к народному искусству.
Познакомить детей с традициями русского народа, с его творчеством. Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания дразнилок, закличек, приговорок, скороговорок, считалок.
Образовательные области
Задачи:
Публикация «Интегрированная НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
«ХЭ» - Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
«Р»- Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
«П» - Расширение кругозора детей в области «Музыка» и «Фольклор»;
«СК» - Формирование представлений о семейной принадлежности. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
«Ф»- Развитие детей в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
Ход НОД
Дети входят в музыкальный зал, оформленный под русскую горницу под мелодию р. н. песни. Их встречает музыкальный руководитель, одетый в народный сарафан. Она качает куклу и напевает колыбельную песню.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Укладывает «малыша» в люльку (колыбельку)
М. Р. Песня входит в жизнь малыша с самого его рождения. Любит мама своего малыша, боится за него, прислушивается к дыханию, присматривается к движениям ребёнка, говорит ласково:
Умолённое мое,
Упрошенное мое
Богородица дала,
Мне пожаловала
Мою крошечку
И малюточку.
Первую песню, которую слышит малыш, называют колыбельной. Ребята, как вы считаете, почему её так назвали?
Серые коты
Из заморья шли,
Тебе сна несли,
Спи, высыпайся:
Ума набирайся.
Проснулся ребёнок, потягивается, а мать его по животику гладит и приговаривает:
Вдоль – растушки
Поперёк – толстушки,
Ручки - бобушки,
Ножки – бегушки,
Глазки – смотрушки,
Роток – говорок.
Подрос малыш, спит меньше, глазки блестящие, взгляд любопытный, заинтересованный, улыбка просто замечательная. Играть любит. А как называются первые мамины игры с малышом? – Пестушки, от слова «пестовать», нянчить, воспитывать.
Ребёнок гулит или аукает, а мама ему своё:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поёт, поет молоденький.
Молоденький, хорошенький
Пригоженький!
Правда, мать не всегда была рядом. Родители в поле – кто нянька? – правильно, старшие братья да сестры.
Тут калачики с медком,
Тут кашка с молочком…
Чем нам Ванечку питать?
Или сосочкой, рожком,
Или кашкой с молочком?
Они играли с малышом, тем самым помогая ему быстрее научиться ходить, разговаривать.
Пальчиковая игра «Коза рогатая»
Идёт коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – Хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьет
Забодает, забодает, забодает…
Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.
М. Р. Игры не только обучали, но и воспитывали. Считалось, что дети – чистые души, и им легче найти общий язык и с солнышком, и с дождиком, и с ветерком. Именно дети произносили заклички и приговорки:
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба погуще.
Дождичек роси, роси,
Хлебушек рости, рости!
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!
Разучивание приговорок и проведение игры «Тень, тень, потетень» (Использовать маски)
Считалкой или по желанию выбирают: лису, зайца, ежей, медведя, козу.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:
Тень – тень, потенень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему лесу я краса! (выходит на середину, сказала и быстро встала на свое место в круге)
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй – ка! (тоже, что и лиса)
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши! (тоже)
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялась коза: «Всем я выколю глаза!»
Дети разбегаются, а коза их ловит.
М. Р. А сколько дразнилок было придумано нашими предками! Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы своим вниманием наши прабабушки и прадедушки в раннем детстве… Алёшка – лепёшка, Андрей – воробей, Антошка – недопечёна картошка. Васька – Васёнок – худой поросёнок, Егор – багор…
Иванушка- простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться,
Привязал корытце,
Корытце болтается,
Невеста улыбается;
Корытце упало –
Невеста пропала.
Сидор баню продает,
Сидориха не дает,
Сидорята верещат,
Под бугор баню тащат!
И тебя дразнят, и ты в долгу не останешься, только лишнего не обижайся и других не обижай. Даже, если поддевки и остроты знакомые, поддержи игру: у кого-нибудь настроение получше станет.
Еще детвора развлекалась, тренировав язык скороговорками.
• «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Ха-ха-ха!»
• «От топота копыт пыль по полю летит».
Разучивание и проговаривание скороговорок.
Инсценировка рус. нар. песни «Где был Иванушка?»
Пружинящим шагом выходят дети. Первым идет Иванушка, за ним парами идут дети: сначала 2 гармониста, за ними девочки. Дети выстраиваются полукругом.
1. Где был, Иванушка? (Поют девочки, чуть наклонившись,
и заглядывая Иванушке в глаза.
Одновременно девочки разводят руки в стороны.)
На ярмарке. (Поет Иванушка. Девочки, выпрямляясь,
ставят кулачки на пояс).
Кто купил, Иванушка? (Поют девочки, движения такие же,
как и на первую строку.)
Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку.
Девочки опять выпрямляются,
ставят кулачки на пояс.)
Припев:
Курочка по сеничкам (Девочки стучат ложками четвертыми долями.
Зернышки клюет. гармонисты «играют» на гармошках.
Иванушка любуется собой,
выставив правую ногу на пятку,
покачивая носком правой ноги вправо-влево,
большие пальцы рук заложены на пояс.
Иванушка (Поют девочки, одновременно
разводя руки в стороны
В горенке ставят кулачки на пояс)
Песенки поет.
Музыка припева повторяется Иванушка пружинящим шагом идет по кругу, широк раскрыв руки в стороны. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп одновременно поднимая руки в стороны - верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу.
Девочки стучат ложками. 16 раз.
(Четвертными долями.)
В запевах второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения запева первого куплета.
Уточка по лужице, (Девочки делают скользящие
Лужице плывет, движения ложкой по ложке).
А барашек в садике (Дети стучат ложками, держа
Травушку жует, их вертикально.)
Коровушка деткам (стучат ложками то справа, то
Молочко дает. слева от себя).
Танец: «Баю-баюшки-баю» (песня из м\ф «Маша и медведь»)
Баю-баюшки-баю, (Щелчки пальцами, руку отводят в сторону.)
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок и ухватит за бочок.
Раз, два, три, четыре, пять и потянет танцевать!
Припев:
Баю, баю, бай-бай-бай, (Встряхивают правой кистью,
крутят пяткой в стороны, нога на носке)
Громче музыка играй! (То же движение (меняем руку и ногу))
Баю-шуби-дуби-бай, (Движение твист)
Двигай телом не зевай! (Стучат по коленям, хлопок над головой)
Баю-баюшки-баю, (Движение твист в паре)
Все танцуют и поют.
Баю, баю, скок-поскок,
Скачет серенький волчок.
Скачут овцы на траве,
Скачут мысли в голове.
Припев:
Баю, баю, бай-бай-бай, (То же. см. выше)
Громче музыка играй!
Баю-шуби-дуби-бай,
Двигай телом не зевай!
Баю-баю-баюшки, (Руки на поясе, ноги на ширине плеч)
Не ложись на краюшке. (колени сходятся и расходятся.
Всё смешалось в хоровод (Ладони на уровне коленей, пальцы
И сегодня не уснёт растопырены, движение ног те же.)
Ни большой, ни маленький —
Баю-баю-баеньки!
Припев:
Баю, баю, бай-бай-бай, (То же. см. выше)
Громче музыка играй!
Баю-шуби-дуби-бай,
Двигай телом не зевай!
Итог НОД:
-Как называются первые мамины игры с малышом?
-С какими закличками, пригороворками вы познакомились?
-Какие скороговорки вам понравились?
-А что понравилось больше всего?
Рефлексия.
Игра «Солнечный лучик».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Воспитатель:
- Мы играли, танцевали и немножечко устали.
Присели отдохнуть и задремали.
Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз - откройте глаза;
коснулся лба - пошевелите бровями;
коснулся носа - наморщите нос;
коснулся губ - пошевелите губами;
коснулся подбородка - подвигайте челюстью;
коснулся плеч - приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук - потрясите руками;
коснулся ног - лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся - вставайте, ребята.
(Эти упражнения я использую с детьми для снятия психоэмоционального напряжения, развития координации движений и коммуникативных навыков.)