Тарасенко Валентина
Конспект интегрированной НОД по развитию речи «Солнышко лучистое!»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему я выбрала именно эту тему? По тому что, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на нее, сохранять психофизическое здоровье. Дети очень нуждаются в заботе. В ласке во внимании и уважении в признании их прав потребностей. Поскольку детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный меняющийся, социальный мир. Поэтому воспитатели, родители должны стремиться к установлению тесных контактов с ребенком.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию речи „Солнышко лучистое!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цель: сформировать психологические особенности личности у детей дошкольного возраста, позволяющие конструктивно выражать свое эмоциональное состояние, развитие навыков положительного взаимодействия.
Программное содержание.
1. Закрепить умение узнавать, показывать эмоции (страх, злость, радость,
2. Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять единый сюжет, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях.
3. Развивать эмпатию. Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы.
4. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею. Выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Материалы: Мяч, схемы пиктограмм испуга, радости, гнева, печали. Тарелки с манной крупой по количеству детей. Маленькие кусочки льда по количеству детей, цветной картон (синий, розовый) стаканчики по количеству детей, чашка, салфетки.
Музыкальное оформление. Музыка Д. Маруани «Космическая опера», группа электронной музыки «Спейс».
Фильмы: минута отдыха, мультфильм «Снежная королева», звездное небо
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть. Организационный момент.
Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам,
(улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете,
(разводят руками в стороны)
«Доброе утро!» - скажем гостям и детям.
(обнимают друг друга)
Воспитатель. Сегодня утром в новостях передавали, что есть такая планета звездная печали, где жители планеты не умеют улыбаться, радоваться, быть счастливыми.
Хотите помочь жителям звездной планеты печали?
Дети. Да!
Воспитатель. Интересно, а на каком виде транспорта мы отправимся? Попробуем отгадать загадку.
Загадка
Чудо – птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: (ракета)
Воспитатель. Ну а теперь займите свои места приготовьтесь! Мы отправляемся! Нам предстоит необычное путешествие в космос. Трудности нам не страшны. Садитесь! Пристегните ремни. Отправляемся! Показ фильма. Ракета совершила посадку. Приготовьтесь к выходу! Это и есть звездная Планета печали, жителям которой надо помочь. Только при выходе давайте дарить им только ласковые слова. Я волшебный мяч в руки возьму, и ласковое слово другу подарю
Игра: «Ласковые слова»
Солнце-солнышко
Елка-елочка
Лист - листочек
Дерево - деревцо
Цветок - цветочек, цветик
Береза – березка, березонька
Трава – травка, травушка.
Игрушка - игрушечка
Как здесь замечательно, красиво
Воспитатель. По каким признакам можно определить настроение человека? (Мимика, жесты, голос, поведение, поступки) Почему наше настроение может меняться! (Ответы детей). К нам торопится первая звездочка. А интересно, с каким это настроением она нас встречает?
Как вы определили? Дети. У него нахмурены брови.
Педагог. А, что при этом появилось на лбу? Дети. Морщинки, складка между бровей. Педагог. Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины. Как назвали схему? Дети. Гнев.
Игра «Цепочка слов».
- Настроение у звездочки сердитое. Настроение у звездочки сердитое, злое. Настроение у звездочки сердитое, злое, гневное.
Воспитатель: Давайте подберем к слову гнев, слова противоположные по смыслу (радость, спокойствие)
Воспитатель: Какие близкие друг другу по смыслу слова можно подобрать к слову гнев (ярость, раздражительность, возмущение, злоба).
- Приятно смотреть на человека с таким настроением?
Ответы детей:
- Нет неприятно, может у самого испортиться настроение и т. д.
Воспитатель:
-А вы знаете, почему у этой звездочки такое настроение? Потому что подготовила нам сказочные вопросы и думает, что мы не справимся с этим занятием?
Какой предмет в русской избе Емеля приспособил под кровать? (Печь)
Кто мог сотворить чудеса с помощью седой бороды? (Старик Хоттабыч.)
Из какой посудины лисица не могла съесть кашу? (Из кувшина)
Плод бобового растения, который оставляет следы на коже принцесс. (Горошина.)
Из какого зверя превратилась жена Ивана-царевича в прекрасную принцессу? (Лягушка)
Отравленный фрукт, который погубил Белоснежку? (Яблоко.)
Чего больше всего на свете боялся Кощей Бессмертный? (Иглы)
Как звали собаку, которая помогала тянуть репку? (Жучка.)
Сколько братьев было у сестрицы из сказки «Дикие лебеди» (Одиннадцать)
Какое сказочное животное может выбить копытом золотые монеты? (Антилопа)
Благодаря кому Буратино стал обладателем золотого ключика? (Черепаха Тартилла).
Кто из братцев поросят построил самый крепкий дом? (Старший братец)
Гигант, которого съели из-за неудачного превращения. (Людоед.)
Какой сказочный фрукт обладает омолаживающим эффектом? (Яблоко)
Кто приютил Белоснежку в лесу? (Гномы)
Сколько раз старик бросал невод в море? (Три)
Воспитатель. На звездной планете, есть свой злодей, у которого до пят борода. В театре всех кукол он мучил всегда. «Подайте мне плетку!» - гремел его бас. Скажите скорее, кто он? (Карабас)
Дети, нам нужно придумать, что-то такое, чтобы Карабас-Барабас исчез. А давайте мы с гневом скажем Карабасу, что ни за что не пойдем к нему в театр. Он испугался и исчез.
Минутка отдыха.
- Продолжим дальше наш путь. Ещё звезда. Какое у неё настроение?
- Ответы детей:
- Она боится. Ей страшно, она напугана.
- По каким чертам лица вы определили, что это страх? (широко открыты глаза)
Воспитатель. Какие близкие друг другу по смыслу слова можно подобрать к слову испуганные (трусливые, боязливые, пугливые).
- Воспитатель. Это звездочка передала письма от своих подруг звездочек. Они не знают букв, не умеет писать, отправили нам письма. Но письма эти необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. (Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме).
Игра «Прочитай письмо». Слайд 6
Воспитатель. А какие в данном случаи можно вспомнить пословицы?
- Игра «Кто знает, тот дальше продолжает» (Пословицы о страхе)
Ответы детей:
1. Пуганая ворона куста боится.
2. Волков боятся в лес не ходить.
3. У страха глаза велики.
4. Пуганый зверь - далеко бежит.
5. Дрожит, как осиновый листок.
6. Где страх, там и крах.
7. Со страху собака и на пень лает.
8. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Теперь жителям планеты совсем не страшно, а звездочка стала веселой!
Давайте отдохнем и поиграем «Угадай эмоцию».
Воспитатель.
- А мы можем определить, где страх, а где радость?
Нам знакомы произведения К. И. Чуковского. «Айболит», «Муха-Цокотуха», я буду читать литературные отрывки из произведений К. И. Чуковского, а вы должны определить эмоциональное состояние: радость, страх, затем определить первый звук в слове обозначающую эмоцию, соотнести с цветом карточки, показать воспитателю.
Отрывки из произведений:
1. Но мохнатые боятся: – Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!
2. Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: – Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
3. Муха криком кричит, надрывается.
А злодей молчит – ухмыляется.
4. И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать. Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Продолжим дальше путь. Что такое? Здесь опять грустят. Требуется ваша помощь!
- Какое настроение у этой звезды?
Ответы детей:
- Грустное, печальное, огорченная.
Воспитатель:
- Что такое грусть?
Как вы определили? Что изменилось в чертах лица? (Изменились рот, глаза, брови).
На снежных санях Королева.
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал мальчик … (Кай)
Ребята вы смотрели мультфильм «Снежная королева». С другом Каем Герды произошла беда, осколок льда попал в сердце и в глаза. Он стал грубым, злым, равнодушным к чужим страданиям, к Герде. Она расстроена! Как помочь Герде отогреть сердце Кая и вернуть прежнего Кая.
Опыты со льдом.
Воспитатель.
- Сердце Кая превратилось в лед.
- А что такое лед? (Лед это замерзшая вода).
- А от, куда берется вода?
В теплое время года вода испаряется, превращается в пар. Собирается в облака, выпадают осадки в виде дождя. А зимой становится холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые уже приносят не дождь, а снег. Он покрывает все землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время находится низко над землей и не прогревают землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки, выпадают виде снега.
- Лед, какой? (Холодный, мокрый, гладкий, твердый)
- По цвету – бесцветный.
- Прозрачный или нет?
1 опыт.
Под кусочек льда положите цветную картон.
Ответы детей: (видно какого цвета картон, значить он прозрачный).
2 опыт
Вы утверждаете. Что лед – завезшая вода. Возьмем пустые стаканчики и положим туда лед. Посмотрите на свои ладошки. Почему они мокрые? (Тают от тепла рук) Вытрите руки. Заглянули в свои стаканчики. Лед превращается во что? (В воду). Значить лед образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что лед – это замерзшая вода.
Воспитатель. Как мы сможем помочь Герде спасти своего брата.
Ответы детей: (согреть его своим теплом, теплым словом, вспомнить, как им было хорошо вдвоем).
Включается отрывок из мультфильма «Снежная королева».
Произошло чудо! Они улыбаются, смеются. Как одним словом можно сказать о том, что они испытывают?
Дети. Радость.
Воспитатель. А что такое радость?
Дети. Радость - это праздник! Радость, если никто не плачет!
Воспитатель. Смотрите, какие стали звезды! Красивые, яркие веселые. Радостные, счастливые. Как вы думаете почему?
Мы сделали много доброго и хорошего, мы избавили наших друзей от слез, печали, грусти и гнева. Им хорошо! Они счастливы! А что такое счастье? (Рассуждения детей.)
А зато что мы помогли звездной планете избавить от страха, гнева, печали они нам подарили сказку. Давайте посмотрим добрую сказку.
Воспитатель. Нам пора возвращаться на землю. А теперь давайте подарим свои портреты неземным друзьям, чтобы они вас не забывали. Постарайтесь, чтобы лица ваши были веселые, добрые, счастливые. (Дети садятся за столы и рисуют автопортреты, используя манную крупу) Садимся в ракету и возвращаемся на землю!
Итог НОД:
Воспитатель. Чему мы сегодня учились?
Что интересного вы расскажите дома мамам?
Будьте всегда добры и внимательны друг к другу! Спасибо за работу!
Список литература:
1. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников С. И. Карпова,В. В. Мамаева 2010г.
2. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Гербова В. В. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.
3. Народная русская сказка. А. Н. Афанасьев - М. : Просвещение, 1980г.
4. Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010г.