Оля Казначеева
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Учитель-логопед
Казначеева Ольга Владимировна
МБДОУ ЦРР № 78 «Белоснежка»
2015г
Дизартрия является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста и наступает в результате органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Специфика двигательных расстройств зависит от локализации поражения ЦНС и тяжести нарушения. В логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, одним из направлений является коррекция нарушений лицевой, артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также выработка контроля за положением рта, развитие голоса, речевого дыхания, ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. С этой целью разрабатываются модели и различные формы взаимодействия специалистов, определяются их функциональные обязанности и направления работы. Концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ раскрыты в исследованиях Ю. К. Бабанского, М. Л. Барановой (Скуратовской, С. Ю. Васенькиной, Е. Ф. Войлоковой, А. А. Майера, Т. Н. Смирнова, А. А. Ушакова и др.
Публикация «Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре» размещена в разделах
Однако, анализ статей в изданиях периодической печати показал, что на практике проблема взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре решается с позиций использования общих для этих специалистов логопедических технологий.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволило выявить противоречие между имеющимися концептуальными подходами, разработанными моделями взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре и применением конкретных логопедических технологий в логопедической практике. На наш взгляд для комплексной коррекции нарушений двигательных функций у детей с дизартрией необходимо определить формы взаимодействия и содержание деятельности логопеда и инструктора по физической культуре на каждом этапе педагогического процесса. Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции нарушений двигательных функций у дошкольников с дизартрией будет эффективно при следующих условиях:
реализация разнообразных форм взаимодействия на каждом этапе коррекционно-развивающей работы;
определение дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией.
Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер, при котором коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания, а спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Научно обоснованы дифференцированные направления коррекционного воздействия при разных формах дизартрических нарушений речи, в качестве средств коррекции используются кинезотерапия и логопедическая ритмика.
В ряде законодательных актов и нормативно-правовых документах Российской Федерации обозначены задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Вопросы физического воспитания изучаются в научно-методическом аспекте, рассматриваются учеными с позиций личностно-ориентированного образования, анализируются структурные элементы, социальные и биологические основания физкультурной деятельности как специфической деятельности человека.
В настоящее время научно обоснованы концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ, на занятиях логопеда и инструктора по физической культуре. Используются разные логопедические технологии : игры на движение с речевым сопровождением, игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, логоритмические упражнения с музыкальным и без музыкального сопровождения, логопедический массаж и дыхательная гимнастика, интегрированные физкультурно-логопедические досуги и развлечения, общеразвивающие упражнения, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики,
В процессе коррекционно-развивающей работы ведущую роль координатора выполняет учитель-логопед, т. к. именно он обладает максимальной компетентностью при планировании и реализации технологий коррекции нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией. Инструктор по физической культуре выполняет свои специфические функции в процессе тесного взаимодействия с логопедом.
Взаимодействие этих специалистов ДОЛЖНО БЫТЬ направлено на коррекцию нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией на каждом этапе педагогического процесса. Выбор форм взаимодействия ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ в зависимости от содержания работы этих специалистов на каждом этапе коррекционно-развивающей работы.
Логопедом и инструктором по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребенка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырем направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты диагностики фиксируются в речевой карте и обсуждаются совместно двумя специалистами. Ведущей формой взаимодействия выступает педагогический консилиум.
На основе выводов разрабатываются дифференцированные коррекционно-развивающие компоненты обучения. Дифференциация проводится в зависимости от уровня сформированности двигательных функций, которые могут быть различны для детей с ФФНР и ОНР. На этом этапе осуществлялся поиск дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией. Специалисты вносят коррективы во все компоненты педагогического процесса (цель, задачи, содержание, средства, методы работы). Формами взаимодействия специалистов выступают рабочие совещания, консультации, семинары, тренинги, взаимопосещения занятий и других форм работы с детьми, планирование и реализация дифференцированных и комплексных занятий, развлечений, праздников и др.
Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими средний уровень сформированности двигательных функций.
Цель – совершенствование общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.
Задачи:
совершенствование двигательной сферы детей, обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения;
совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции;
совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык;
совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков;
совершенствование кинетической основы артикуляторных движений;
дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции;
нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.
Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности двигательных функций.
Цель – формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.
Задачи:
совершенствование двигательной сферы детей, обучение точному выполнению двигательной программы, развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации;
совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции, уточнение состава двигательных актов, формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук;
совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса;
обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный по времени двигательный стереотип, серийно организованные двигательные навыки;
подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов;
формирование кинестетической основы артикуляторных движений, развитие двигательно-кинестетической обратной связи посредством уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;
формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);
формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);
развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмуривание глаз, надувание щек, поднимание и нахмуривание бровей);
нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.
Далее логопед и инструктор по физической культуре изучают динамику развития двигательных функций детей, анализируя результаты и дальнейшую работу в этом направлении.