Ирина Шиянова
Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной логопедической групп с речевыми нарушениями «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей
старшей и подготовительной логопедической группы
«Моя Родина - Россия».
Подготовила и провела
учитель-логопед, педагог-психолог
Шиянова И. Н
17.11.2023г.
Цель. Продолжить формирование представлений о России.
Задачи.
Коррекционно - образовательные задачи:
Публикация «Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной логопедической групп с речевыми нарушениями „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина – Россия»;
- развивать навык словообразования однокоренных и родственных слов, навык образования относительных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь, фонетические представления;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гордость за свою страну;
- развивать навыки сотрудничества, активность, инициативность, самостоятельность.
Форма организации: сочетание подгрупповой и индивидуальной работы.
Предварительная работа:
- рассматривание глобуса, карты и государственных символов России;
- чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
- прослушивание гимна России.
Оборудование и материалы:
- карта, герб, флаг Российской Федерации;
- глобус, проектор, слайды на тему «Россия»;
- ленточки, ветка березы;
- компьютер, экран;
- слайдовая презентация.
Ход образовательной деятельности.
Приветствие.
«Добрый день»
Встали в круг и прикоснулись друг к другу ладонями.
- Добрый день.
- Добрый день, солнце (руки вверх)
- Добрый день, земля (руки вниз)
-Добрый день, деревья (руки вверх)
- Добрый день, речка (руки вперед, волнообразные движения)
- Добрый день, птицы (машут ладошками)
- Добрый день, всем нам! (разводят руки в стороны)
Слайд № 3 – карта Российского государства.
Логопед. Посмотрите на экран. Что вы видите? (ответы детей - карту)
Логопед. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна?
(ответы детей).
Логопед. Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы живущие в России – россияне.
Россия такая огромная, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Если мы посмотрим на карту России, или на Россию сверху, например, из космоса, то увидим, что она разноцветная. На ее территории много синего, зеленого, желтого и коричневого цвета. Как вы думаете, что означают эти цвета? ( Ответы детей: зеленый цвет – это растения, леса, трава; синий – реки, озера, мря; желтый – пустыни, степи; коричневый – горы).
Логопед. Давайте немного пофантазируем. С чем можно сравнить нашу разноцветную и яркую страну?
( Ответы детей: на разноцветный коврик, на пестрый фантик от конфет, на разноцветное покрывало, на радугу, на цветочную поляну).
Слайд № 4
Упражнение «Российская земля»
Посмотрю на карту я (сделать очки, приставить к глазам)
Вот российская земля (вытянуть вперед руки ладонями вверх)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря (соединить одноименные пальцы)
Я люблю тебя Россия (кисти рук в замок)
Ты же Родина моя! (приложить руки к груди)
Логопед. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
( Ответы детей: Родина – значит родная. Родина место, где мы родились. Родина - страна в которой мы живем).
Логопед. Давайте немного поиграем. Какие слова можно подобрать к слову Россия (Русь, Родина?
Слайд № 5
Упражнение «Подбери родственные слова».
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Родина – род, родные, родственники, родня.
Логопед. В нашей большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. Как называется село, где мы живём? Назовите, прохлопайте ладонями или прошагайте слово, которое называет место, где мы живем.
(Сан-ни-ко-во, Фир-со-во, Лес-ное). А если мы будем жить в Барнауле, Новоалтайске?
Слайд № 6
Логопед. Мы говорили чно наша страна очень большая. Что можно еще сказать о том, какая она, наша Родина другими словами?
Упражнение «Подбери слова признаки» - Родина - любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, прекрасная, родная, необъятная, грустная, единственная, многоголосая, многонациональная.
Логопед. А теперь разомнем язычок. Я начинаю, а вы продолжайте.
Слайд № 7
Упражнение. «Чистоговорки о Родине».
АША-АША-АША - Россия — Родина наша;
ШЕ-ШЕ-ШЕ - нет Родины нашей краше;
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ – я Родину свою люблю;
ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ – мы Родину будем беречь;
НУ-НУ-НУ - защитим нашу страну;
ОТ-ОТ-ОТ - я России патриот.
Слайд № 8
Логопед. Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, сёл и деревень. А вы знаете, что в нашей огромной стране проживает более 180 000 народов разных национальностей. Поэтому Россию называют многонациональной.
- Какие вы знаете национальности? (Ответы детей.)
Слайд № 9
Логопед : Чем же народы отличаются друг от друга?
(Ответы детей).
Логопед. Правильно. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке.
Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране
Слайд №10
Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
(образование относительных прилагательных)
Город в России – российский город.
Деревня в России – российская деревня.
Паспорт гражданина России – российский паспорт.
Москва – столица Родины – российская столица.
Народ, который живет в России – российский народ.
Памятники России – российские памятники.
Логопед. А теперь я хочу проверить какие вы внимательные.
Игра «Я живу в России".
Когда я подниму полоску белого цвета, вы дружно кричите «Я», если вы увидите полоску синего цвета - «ЖИВУ», а если я подниму полоску красного цвета - «В РОССИИ».
Логопед. Посмотрите на экран. Назовите этого человека.
(В. В. Путин – президент Российской Федерации)
Слайд № 11 Президент.
(Ответы детей.)
Логопед. У каждой страны есть символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и в России. Назовите, какие государственные символы вы знаете.
(Ответы детей - гимн, флаг, герб).
Слайд № 12
Назовите цвета Российского флага? Что они означают?
( Ответы детей: белый, синий, красный – цвета российского флага).
Слайд № 13
Логопед. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости.
- Белый цвет означает мир, благородство, чистоту.
- Синий цвет – небо, верность и честность.
- Красный цвет – отвагу, героизм, мужество, смелость, великодушие и любовь.
Слайд № 14
Герб – это эмблема государства, и, конечно же, свой герб есть и у России.
он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном
щите. Орел – царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие. Благородство. Наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Логопед. Что такое государственный гимн? (ответы детей).
- Это главная песня страны. Она исполняется в особо торжественных случаях. Слушать гимн, нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение.
(слушание государственного гимна)
Слайд № 15
Логопед. Есть у России и неофициальные символы, характерные только для нашей страны: белоствольная берёзка – нет нигде больше такой красавицы, матрёшка – самая популярная русская игрушка, балалайка – музыкальный инструмент, ромашка – любимый всеми нами цветок, а валенки - ?
Слайд № 16 Дидактическое упражнение «Найди символы страны»
Логопед. Для того чтобы наша страна процветала ее нужно оберегать и защищать от врагов, гордиться ее достижениями, беречь ее природу. Как называются люди, которые стоят на страже нашей Родины?
( Ответы детей: защитники Отечества).
Слайд № 17 Защитники отечества.
Логопед. На страже своего отечества стоят Вооруженные силы страны. Армия, которая защищает свое отечество, какая? – Российская армия.
Логопед. Будущее нашей страны во многом зависит и от вас, ребята. Пока вы еще маленькие, но и вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка».
А еще, на Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. Прикрепляя ленточки к ветке березы, скажите, что бы вы хотели пожелать нашей Родине.
Логопед. Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья, а вы?
(Дети повязывают ленточки цвета российского флага).
Рефлексия. Что вам понравилось, запомнилось. Какие трудности испытывали на занятии?
Литература:
- интернет ресурсы.