МААМ-картинки

Игры как средство позитивной социализации дошкольников

Юлия Талдаева
Игры как средство позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе, где постоянно происходят изменения социальных, политичеких, экономических условий, особую важность приобретает проблема социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

С первых дней своей жизни человек включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Проблема приобщения к окружающему социуму всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности.

Публикация «Игры как средство позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО все образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

К сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с тем, что дети, с юных лет хорошо владеющие компьютерными технологиями, умеющие обращаться с различными гаджетами, испытывают проблемы в общении, в умении адекватно ориентироваться в социальном окружении.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов дошкольного образования – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Самый близкий, интересный, доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности – это игра.

Игра является сознательной целенаправленной деятельностью, специально организованной для решения широкого круга педагогических задач. Она является исторически сложившимся средством воспитания и образования подрастающего поколения и занимает большое место в подготовке детей к жизни в социуме.

Существуют различные виды игр – сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, игры-драматизации.

Значительную роль в социально-личностном развитии детей играют дидактические игры, которые можно условно разделить на несколько видов. Но подробнее хотелось бы остановиться на значении словесных игр в социально-личностном воспитании дошкольников.

Когда ребенок появляется на свет, родители сразу же начинают с ним общаться. И хотя осознание того, что ему говорят, появится гораздо позже – словесное общение играет очень важную роль в познании окружающего мира. Подрастая, ребёнок начинает внимательно прислушиваться, следить за словами и мимикой, пытается сам повторять звуки и слова.

Словесные игры являются одним из наиболее эффективных методов воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они строятся на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах и явлениях окружающей жизни, углублять знания о них. Эти игры требуют использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дошкольники учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы и явления, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, формируют умение применять имеющиеся знания в зависимости от ситуации. В игре, сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Потребность в общении испытывают все без исключения дошкольники, несмотря на то, что одни растут замкнутыми молчунами, другие – общительными болтушками. Важно не только разговаривать, рассказывать истории, читать книжки, но и играть.

Словесные игры для детей замечательно подходят для проведения досуга, и для них не требуется ни определенного места или времени, ни дополнительных принадлежностей. Но это отнюдь не пустое развлечение, такие занятия расширяют кругозор малыша, обогащают его словарный запас и дают много полезной информации об окружающей действительности.

Но в современный век гиподинамии нельзя забывать и ещё об одном важном аспекте развития ребёнка – потребности в движении. Очень часто от взрослых можно услышать такую характеристику ребё нка: на месте не посидит. И несмотря на то, что родители чаще вкладывают в эти слова негативный смысл, высокая подвижность является естественной возрастной особенностью дошкольника.

Условием правильного развития детского организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает на рост и развитие нервно — психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах и конечно же здоровья.

Кроме того, различные виды двигательных упражнений являются, к тому же, физиологически обоснованными средствами гармоничного развития ребёнка. Наиболее распространённой формой организации двигательной активности детей являются подвижные игры.

Все дети любят прыгать, бегать, играть в мяч, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это дополнением словесных игр, которые направлены на социально-личностное развитие ребёнка.

Такая активность помогает детям получить необходимую физическую нагрузку, а также научиться активно и на равных общаться с другими детьми, увеличить навык быстрой реакции и многое другое.

Именно объединение словесной и подвижной игры, позволяет не только знакомить ребёнка с окружающим его миром, явлениями, формировать искусство общения, учить проявлять инициативу, принимать решения, воспитывать организаторские способности, но и делать это в наиболее естественной для дошкольника форме. Выполнение движений в этом случае, является не только средством физического развития ребёнка, но источником хорошего настроения, снятия эмоционального напряжения.

Одним из наиболее распространённых примеров такого взаимообогащения словесных и подвижных игр является игра «Съедобное – несъедобное». С одной стороны, ребёнок осваивает предметный мир, закрепляет знания об употреблении в пищу различных предметов, с другой – упражняется в бросании и ловле мяча, развивает ловкость, имеет возможность снять эмоциональное напряжение, связанное с мыслительной деятельностью.

Таким образом, любую словесную игру можно изменить, добавив соответствующие данному возрасту виды движений.

Таким образом, именно интеграция подвижной и словесных игр позволяет сделать процесс социализации ребёнка более позитивным и естественным.

Литература:

1. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.

2. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б, Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2001. – 72 с.

3. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системе дошкольного образования : сб. науч. статей / под ред. Е. А. Ло-бановой. — Балашов: Николаев, 2012. — 96 с.

4. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт. -сост. Т. В. Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры как средство позитивной социализации дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 18:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры как средство позитивной социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Талдаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД