Любовь Филина
Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для педагогов ДОУ
Власова Е. В., зам. зав. по ВМР
Филина Л. В, старший воспитатель
МДОУ "Детский сад №113"
Памятка для педагогов ДОУ
"Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации"
Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО.
Индивидуализация образования - это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
Публикация «Памятка для педагогов ДОУ „Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Индивидуализация (по С. М. Юсфину,Н. Н. Михайловой) - это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности"
Индивидуализация образования - деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является содержательным и смысловым контекстом развития.
Условия, необходимые для развития детей (П. 3.2.5.)
• Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;
• Выражения своих чувств и мыслей.
• Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т. д.).
Направления индивидуализации образования
самостоятельная деятельность синтез обучения и самоорганизуемого
ребёнка и саморегулируемого учения
* обращение к разным источникам (самообразование)
* конвертация информации (узнаёт,
уточняет, интерпритирует) инф-ю
* использование знаний в жизненных
ситуациях
дополнительное образование
Это лишь некоторые направления индивидуализации образования.
Как результат - сформированность ключевых компетентностей (совокупность универсальных умений, применяемых ребёнком в разных видах деятельности на практике)
Социальная компетентность
Деятельностная компетентность
Коммуникативная компетентность
Познавательная компетентность (инициатива)
Здоровьесберегающая компетентность
Наши задачи:
• Создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста;
• Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы
• Развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
• Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Ожидаемый результат:
• Умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
• Способность самостоятельно выбирать различные способы деятельности.
• Способность детей дошкольного возраста воплощать творческий замысел в различных видах деятельности.
Планирование образовательной деятельности
- Формулируют цели и задачи.
- Дополняют идеи детей.
- Продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах
- Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить в центрах активности.
- Оценивают внутренние ресурсы детского сада, группы.
- Определяют, какая помощь нужна от родителей.
- Готовят материалы на завтра.
- Договариваются о распределении обязанностей между взрослыми на завтрашний день.
Роль воспитателя в организации образовательной деятельности
1. Самостоятельная и совместная деятельность в центрах активности
Воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
б) переходить от центра к центру оказывая помощь;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей;
г) наблюдать за конкретным ребенком
При организации самостоятельной деятельности воспитатель работает над акцентированием внимания детей на необходимость определённой последовательности организационных действий.
2. Организованная деятельность
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве составной их части.
Роль воспитателя та же.
Обучение основам планирования является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста
Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом :
Планирую Наблюдаю Анализирую
Цикл деятельности ребёнка
План Дело Оценка
План
- планирование дня (утренний сбор);
- планирование деятельности в центрах активности;
- планирование в режимных моментах
Дело (выполнение конкретных действий)
Оценка
Что у нас было хорошо?
Что удалось?
Что не получилось? Почему?
Методы индивидуализации обучения
Внимание педагогов направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей.
2. Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.
Тот факт, что несколько детей одновременно находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. Вместо того, чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, педагог помогает им сделать то, что они хотят. Задача педагога - помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции.
3. Отбор материала.
Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.
4. Метод "строительных лесов".
В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
5. Иррадирующее обучение Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.
1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "
2-е действие: "Ира и Алёша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям.)
3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Ире и Алёше.
Получая внимание от взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребёнок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретённое умение).
Использование этих методов индивидуализации обучения отражает сущность организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, - организации самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых с детьми.
Организованная образовательная деятельность (Занятия)
имеет определённые цели и содержание, участники должны подчинится определенному порядку.
Педагог не готов отпустить ребёнка из деятельности, диктует свои условия. Педагог убеждён в выбранных им средствах и позициях для достижения цели. Данная позиция не соответствует ФГОС.
В соответствии с ФГОС занятия (организованная деятельность) - это создание социальной ситуации развития.
Таким образом, задача воспитателей заключается не столько в передаче ребёнку фиксированной суммы ЗУНов, а в обеспечении каждому возможности познавать мир, учиться самостоятельно, т. е. в реализации своих возможностей и способностей.
Совместная деятельность
Цель и содержание совместной деятельности могут быть предложены взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребёнком (детьми). Совместная деятельность может быть принята ребёнком на какой-то период и предполагает право на досрочный выход ребёнка из совместной деятельности. Педагог должен быть готовым к тому, чтобы отпустить ребёнка.
Организуя совместную деятельность, взрослые должны помнить: если они не предъявляют ребёнку альтернативы, то у них нет условия для выбора. Если нет выбора - нет свободы. Нет свободы - нет ответственности. Если нет ни того, ни другого - нет ни желаний, ни переживаний. и как следствие, отказ ребёнка от деятельности, потеря чувства собственной идентичности, значимости.
В то же время совместность необязательно должна быть выражена в фактических совместных действиях детей друг с другом или со взрослым. Иногда достаточно простого присутствия другого человека, автономно осуществляющего свои действия. В этой ситуации каждый человек (ребёнок или взрослый) действует по-своему, но одновременно оказывается внимательным наблюдателем.
Самостоятельная деятельность.
Свободно выбирая какую - либо деятельность и реализуя себя в ней, ребёнок не только овладевает её содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность. Для дошкольного образования свобода - предопределение его индивидуализации.
Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, креативности и творчества и в конечном итоге - для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением.
Условия индивидуализации
создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребёнком своих замыслов;
знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка;
готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
готовность педагога вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о разделённых или совместных действиях, о форме использования результата;
обязательное отведение времени для свободной игры
использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения., а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок и наметить пути преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);
привлечение ресурсов социального окружения (библиотеки, школы, театры)