Наталия Викторовна Васильева
Интеграция образовательных областей художественное творчество и чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. Одной из форм работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно- тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное т. е. известное содержание в новой трактовке.
Публикация «Интеграция образовательных областей художественное творчество и чтение художественной литературы» размещена в разделах
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию - возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
Интеграция содержания образовательной области «Чтение художественной литературы позволяет решать следующие задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к книге, желание повторно прослушивать книгу.
2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора
3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве
4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке
6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность
Интеграция художественного творчества и чтения художественной литературы.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
Во всех возрастных группах занятие, начатое с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
Основа взаимосвязи различных видов художественной деятельности заключается во взаимосвязи выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в одном виде деятельности (например, в прочтении сказки, а затем – процесс осмысления, обдумывания того, как эти образы можно передать средствами рисунка, лепки, аппликации и т. д.
Чтение художественной литературы не только стимулирует творческое воображение детей дошкольного возраста, но и влияет на их изобразительную деятельность, развивая соответствующие умения. Важно помнить о влиянии эмоций: именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от интересов детей. Чем сильнее захватывает ребенка тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать.
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.).
Литературное произведение взаимопереплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника оказывают влияние три основных фактора: непосредственное наблюдение, подкрепление представлений беседами, просмотром иллюстраций и чтение художественной литературы.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).
Слушание произведений проводится в следующих вариантах: чтение, чтение с последующим просмотром иллюстративного материала, соединение чтения с просмотром видеозаписи (экранизация литературного произведения).
. Слушая литературное произведение, дети воспринимают образную эстетическую характеристику явления, предмета, героев, воспринимают художественный образ, а рассматривая иллюстрации художников, соотносят их с изображаемым образом в рисунке. Образные литературные характеристики эмоционально переживаются детьми, и их эстетическое чувство будет наиболее полным, если у них будет возможность перенести это чувство в свой рисунок.
Прослушав произведение, дети определяют характер текста, основную тему, высказываются по поводу собственных представлений и ассоциаций, определяют основную смысловую линию сюжета, характер образа и т. д.
Анализ произведения проходит чаще всего в форме беседы, которая, дает возможность проводить анализ с помощью конкретно поставленных вопросов, способствующих участию детей в творческом диалоге. Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков.
Для более целенаправленного знакомства с произведениями проводятся беседы об их содержании и различных средствах выразительности. Если художественное произведение небольшое по объему и беседа о нем занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно на занятии по изодеятельности. Например, так можно знакомить детей с произведением О. Высотской «Одуванчик» : Уронило солнце лучик золотой. Вырос одуванчик – первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца маленький привет.
После прочтения этого стихотворения в воображении ребенка возникает конкретная картина природы - голубое небо, яркое солнце, желтый одуванчик в траве. Для изодеятельности останется достаточно времени. Для детей младшего, среднего дошкольного возраста допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям картина природы.
Перед занятием проводятся наблюдения явлений природы, в свободное время рассматриваются иллюстрации. Если же рисование проводится на основе более объемного произведения целесообразно познакомить детей с ним в свободное время или на занятии по развитию речи. Прочитав выразительно произведение, воспитатель задает детям вопросы, позволяющие представить содержание рисунка. Чтобы не нарушать непосредственность, эмоциональность восприятия произведения, вопросы следует задавать после повторного выразительного его прочтения. Вопросы должны стимулировать живой обмен впечатлениями, способствовать пониманию выразительных черт описанных образов, представлению отдельных картин, которые можно изобразить, опираясь на сюжет произведения. Чтобы средства выразительности образа стали понятнее детям, целесообразно рассмотреть иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Рисуя по литературному произведению, ребенок вспоминает последовательность событий, стремится передать характеристику основных образов, воспроизвести описание деталей, т. е. он активно мыслит и творчески подключает свои представления.
Организованная таким образом педагогическая деятельность включает следующие этапы взаимосвязи:
работа с литературным текстом;
выявление средств выразительности художественной литературы,
развитие и взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности при восприятии и создании литературного образа;
активизация художественно-творческих проявлений детей, нацеленных на использование образных средств выразительности литературы в развитии замысла собственного рисунка.