Татьяна Александровна Попова
Художественное слово как главное средство эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: "Художественное слово - как
главное средство эстетического
Воспитатель : Попова Т. А
Ноябрь 2010
Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, которое охватывает близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, окружающий мир, деятельность, учение).
Публикация «Художественное слово как главное средство эстетического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека. Особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников. Значение искусства и эстетического воспитания в формировании личности рассматривались уже в педагогической теории Древней Греции. По мнению Платона, воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование их нравственности и добродетели. Внутренней основой воспитания маленьких детей Платон считал эмоции. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.
Аристотель писал, что детям полезно слушать рассказы и сказки, их также следует обучать речи. Квинтилиан отмечал, что уже в дошкольном возрасте нужно развивать в детях чувство художественного слова, ритма, выразительность речи и мимики. Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
В. Г. Белинский рекомендовал воспитывать у детей эстетическое чувство с самых ранних лет, сравнивая развитие чувства изящного с одним из первейших элементов человечности. Формирование личности В. Г. Белинский рассматривал как сложный и многогранный процесс, в котором значительная роль отводится эстетическому воспитанию. Он отмечал, что эстетическое чувство является основой добра и нравственности и отделить эстетическое от нравственного также невозможно, как невозможно разложить огонь на свет, теплоту и силу горения. Красоту он сравнивал с родной сестрой истины и нравственности. Задачи эстетического воспитания, по Белинскому, состоят в том, чтобы развивать способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в природе, в произведениях искусства. Эстетическое воспитание должно способствовать нравственному совершенствованию личности, формированию ее мировоззрения.
В целях эстетического воспитания В. Г. Белинский считал необходимым использовать все виды искусства, особое значение придавая детской литературе. В. Г. Белинский разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Будучи учителем детских писателей, дал ценнейшие указания по использованию книги в воспитательной работе с детьми. Детский писатель, по его мнению, должен быть человеком широко образованным, его душа должна быть благородной, любящей кроткой, ум возвышенный, взгляд на предметы просветленный, у него должно быть не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представлять все в одушевленных образах.
В рецензии «Несколько слов о чтении» В. Г. Белинский рекомендовал читать детям народные сказки, басни, произведения русской классической литературы. Ценными были и его указания о языке детских книг, в которых он выделял простоту, ясность, выразительность и образность изложения. Дальнейшую разработку этих положений мы видим у Л. Н. Толстого, который указывал, что процесс воспитания детей должен быть направлен на гармоническое развитие сил и способностей, в котором воспитание эстетических чувств детей происходит под воздействие бесед и чтения детских книг. Созданные Л. Н. Толстым учебные книги: «Азбука»; «Книги для чтения»; рассказы для детей и сейчас служат умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали эстетическое воспитание составной частью всестороннего развития и воспитания детей и доказывали, что стремление к прекрасному, дано человеку от рождения и должно развиваться в процессе воспитания и обучения. Они отмечали, что эстетическое воспитание ребенка начинается с его первых впечатлений, ввиду чего немаловажным фактором является окружающая ребенка обстановка. Впечатления, полученные ребенком, являются побудителем эстетического чувства и воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывая к деятельности его воображение. При этом, эстетическое чувство развивается в играх, занятиях и первых попытках детского творчества.
Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К. Д. Ушинский. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста он связывал с нравственным воспитанием, указывая, что детскими чувствами надо руководить, не насилуя их. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский называл рисование и произведения народного и литературного творчества. Прекрасные произведения для детей собраны К. Д. Ушинским в его издании «Родное слово», в нем представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи, которые и в настоящее время являются ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Ученица и последовательница К. Д. Ушинского - Е. Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей» ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е. Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. Литературное произведение, является конструирующим, стержневым, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. Подбор произведений детской; художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.
Опираясь на основные положения русской классической педагогики, оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е. И. Тихеева. Эстетическое воспитание она считала одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. Основными средствами эстетического воспитания детей она считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово : выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение; а также картины и книжные иллюстрации.
В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на эстетическое воспитание детей, развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, умение выделять выразительные средства литературы и, развитие образной речи, формирование эстетического видения