Галина Плотникова
Интеграция музыкальной и художественной деятельности через слушание музыкальных произведений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка и педагоги - психологи отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью использования различных цветов. В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их слухового восприятия.
Публикация «Интеграция музыкальной и художественной деятельности через слушание музыкальных произведений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Если предложить рисование музыки детям, то нужно быть готовым к тому, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточнить, какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или помузицировать.
Все работы детей обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета были использованы для её изображения.
1. Слушаем и рисуем музыку Владимира Семенцова.
Это удивительные песенки о том:
Как мы сидели у окна, и вдруг … постучалась к нам весна.
Как мы гуляли во дворе, и почему котенок плачет.
Услышали рассказ ручейка, и узнали, как путешествовал по свету ветер.
И какие милые у нас бабушки.
Вместе с детьми открыли для себя песенку «Ручеек», которую можно не только слушать, но и петь, и играть, и фантазировать. Рассуждали, где и как бежит ручеек, кого он повстречал на своем пути, кого ручеек выручил из беды, а кто помог ему. Узнали, как рождается океан. И все это отобразили в своих рисунках. Получился альбом, перелистывая страницы которого можно путешествовать с ручейком не раз.
2. «Мы рисуем флаг России» в подготовительной группе
День рождения! С этими словами ассоциируются улыбки, смех, радость, восторг и, конечно же, подарки. "А вы знали, что день рождения бывает не только у людей? В августе день рождения отмечает российский флаг",- такими словами началась встреча с детьми подготовительной группы. А далее шел рассказ о том, что флаг - это символ государства. И у каждого государства он свой. Рассматривали полотнище российского флага. Разбирали, что обозначают цвета российского флага, порядок их расположения на знамени. Слушали песни, посвященные флагу, выполняли ритмические перестроения с флажками. И готовили подарки.
Подарки - это всегда неожиданность, яркость впечатлений, творчество.
Вот и у детей подготовительной группы флаги получились необычные.
У Жени, например, флаг в форме воздушного шара.
У Клима - это трехцветный шлейф у стремительных самолетов.
У Тимофея - разноцветные стрелы, взмывающие в небо.
А у Саши полотнище флага состоит из цветов белого, синего и красного цвета.
Это ромашки, незабудки и маки.
Софья изобразила флаг в форме плывущего облака. И цвета на нем располагаются так же, как на российском флаге: белый, синий, красный.
Постарались все. И подарки вышли на славу!
3. «Рисуем музыку осени» (подготовительная группа)
Осень - удивительное время года! Недаром в народе про нее говорят: "Наступила осень - на дворе погод восемь. " Она, то восхищает своими яркими красками - желтой, оранжевой, красной, багряной - то навевает грусть и тоску своими заунывным холодным дождем. Кажется, только сияло солнце, все искрилось вокруг. Как вдруг поднимается сильный ветер и бросает в лицо колючие капли дождя. И снова на небе радуга, и хочется прыгать от счастья, шуршать листьями и любоваться их легким кружением. Но вот опять нависло над головой небо и посыпался из туч холодный дождь. Вот такая она - осень.
Мы с детьми слушаем разную музыку осени: яркую, сочную, задорную. и грустную, задумчивую, тихую. Обсуждаем ее, рисуем словесные картины, подбираем краски осени. Свои впечатления от музыки наносим на листы бумаги, устраиваем выставки рисунков.
4. Слушаем музыку о маме.
Для ознакомления берем музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама».
И ласку, и любовь, и нежность, и защиту – все можно услышать здесь. Рассуждаем с детьми, какая она, мама? Рисуем свое видение этой музыки.
На основе рисунков детей был создан видеофильм «Единственной маме на свете». Это своеобразный подарок на День Матери.
5. Слушаем и рисуем музыку зимы.
Слушание музыки может быть как пассивным, так и активным. Для детей дошкольного возраста наиболее приемлемым будет второй вариант. Видеоролик «Самая красивая музыка зимы» способствует развитию творческого воображения, обогащению эмоционального фона ребенка. Здесь удивительным образом сочетаются художественное слово, музыка, живопись и анимация.
Музыка открывает перед нами удивительный мир - мир чувств и звуков. Каждый из нас в душе музыкант. Каждому знакомо чувство, когда душа поет, рвется наружу. И это чувство хочется выразить в звуке. Этому как нельзя лучше подходят творческие импровизации в музицировании.
Для аранжировки музыки детям предлагается использовать нетрадиционные музыкальные инструменты: хрустальные бокальчики и стеклянные палочки, различные колбочки из облегченного стекла, связки ключиков и т. д.
Способствуют обогащению представлений детей и песни о зиме. Очень полюбилась ребятам песня «Эх, зимушка-зима». С нетерпением они ждали музыкальных занятий и с замиранием спрашивали: «А петь мы сегодня будем?»
Украшали пение звоном маленьких бубенчиков.
Свои впечатления дети отобразили в рисунках.
Дети старшей группы тоже присоединились к творческому рисованию музыки. Их ощущения основывались на жизненном опыте. Они вспоминали, как весело катались с горы на санках, как чистили дорожки от снега, какой легкий и пушистый был снег. Все это было отражено в «Зимней песенке» В. Витлина, которую с удовольствием они исполняли.
Способствовал обогащению представлений видеоролик «Музыка снежинок». Дети рассматривали, какие снежинки разные по форме и по размеру. Слушали завывание ветра и хрустальный звон снежинок. Представляли их мягкое падение и кружение в снежном вихре.
Свои впечатления отображали на бумаге, рассказывали о них сверстникам.
6. Слушаем и рисуем музыку весны.
Солнце светит ярче, припекает жарче. Наступила весна. Кого разбудили ласковые лучи солнышка? Ответы на этот вопрос искали дети старшей группы. Они слушали музыку пробуждающейся природы. Обогатил их впечатления просмотр видеоролика «Песня солнышка». Детям было предложено украсить музыку шумовыми инструментами. А родителям пофантазировать с детьми и помочь нарисовать им песни солнышка.
«Весенние песни» слушали и дети подготовительной группы. Они слушали, как теплые лучи растопили снег, зажурчали ручьи, защебетали птицы, распустились первоцветы. Все радуются приходу весны и поют ей свои песни. С детьми подготовительной группы был использован метод словесного рисования.
Свои впечатления о весне дети выразили в рисунках.
У Ильи, например, весну принесли на крыльях птицы. Кругом еще снег лежит, а на проталинках появились первые цветы. И к ним уже торопятся, летят пчелки.
А у Леры весна в полном разгаре! Радуют глаз распустившиеся цветы. Над ними порхают бабочки, вьются букашки.
У Ярослава уже пробуждаются деревья от зимнего сна. Набухли почки, появились первые листочки. Журчит ручей.
У Матвея даже корова вышла на цветущий луг полакомиться зеленой травкой.
Птицы стаями возвращаются домой.
Илья изобразил стремительно несущую свои воды речку, лужи из растаявшего снега и появившиеся на проталинках цветы.
У Софьи ручеек пробил себе дорогу. Появились первые проталинки.
Вывод. Рисование музыки достаточно трудно детям. Нужно обязательно хвалить работы детей и поддерживать их. Рисование музыки хорошо развивает воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания. Самое главное: такие задания обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.