Губенина Марина Павловна
Инструкция о проведении тематического контроля «Состояние работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»
Инструкция о проведении тематического контроля
по теме «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
Цель проверки : анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Задачи:
изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
Публикация «Инструкция о проведении тематического контроля „Состояние работы по организации познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Критерии оценки эффективности, вопросы проверки, документы:
1. Уровень овладения воспитателями методами и приёмами по формированию у дошкольников навыков познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
2. Наличие в календарных планах работы запланированных мероприятий по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
3. Оснащение предметно - развивающей среды учебно-дидактическим комплексом пособий по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Методика проведения проверки :
Анализ РППС (уголка природы, центра естественно – научных представлений, картотеки опытов -приложение 1).
Анализ занятий с элементами организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками (приложение 2).
Наблюдение за детьми во время занятий.
Анализ календарного и календарно-тематического планирования.
Собеседование с педагогом.
Проверка выполнение критериев по всем вопросам.
Составить справку. Выявленные несоответствия и нарушения использовать для формулировки заключений и выводов. Проект справки предоставить педагогу для ознакомления и визирования
Приложение1
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Сводная таблица
Критерий анализа Возрастная группа
2 младшая средняя старшая подготовительная 1 подготовительная 2 разновозрастная
РППС
1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств.
Наглядные модели познавательной деятельности : алгоритмы (программы) деятельности.
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др. : природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр., клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта : реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр., изобразительные средства.
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы
Планирование воспитательно-образовательной деятельности
Системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
В –высокий уровень,
С- средний уровень,
Н – низкий уровень
Приложение 2
Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Дата___
Воспитатель___
Группа___
Критерий анализа Оценка
Действия воспитателя
Предварительная подготовка:
Определение цели
Использование необходимого оборудования
Организация детей
Руководство
Формулировка вопросов
Обращается ли внимание на существенное
Учит ли педагог детей рассуждать
Учит ли сравнивать факты
Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать)
Оценка деятельности детей на занятии
Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов
Действия детей
Отношение к экспериментальной деятельности
Познавательное отношение устойчиво.
Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач
Целеполагание
Самостоятельно видят проблему.
Активно высказывают предположения.
Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами
Планирование
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.
Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями
Реализация
Действуют планомерно.
Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности.
В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности.
Доводят дело до конца
Рефлексия
Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.
Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.
Делают выводы
В –высокий уровень,
С- средний уровень,
Н – низкий уровень