Анастасия Фарафонова
Инновационный психолого-педагогический проект мандалатерапии «Тайны волшебного круга» для подготовительной группы
▼ Скачать
Тайны волшебного круга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №46 «ЗОРЕНЬКА»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ
МАНДАЛАТЕРАПИИ
«Тайны волшебного круга»
для детей подготовительного возраста
группа «Радуга»
срок реализации с 07.02.2024 – 28.03.2024 года
Публикация «Инновационный психолого-педагогический проект мандалатерапии „Тайны волшебного круга“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Составитель: Артамонова Е. А. педагог высшей категории
Негореева К. А педагог-психолог, первая категория
г. Новосибирск 2024
Содержание
Введение,. 1
Постановка проблемы проекта,4
Обоснованность проекта,. 4
Перспективность…4
Календарно-тематическоепланирование,. 6
Выводы,. 7
Литература,. 7
Приложение 1,. 9
Приложение 2,.11
Приложение 3,.13
Приложение 4,. 14
Введение:
Современная система дошкольного образования характеризуется широким
развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и
опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических
условиях и в той степени, какая ему необходима.
Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.
Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и
долговременный процесс. Исследования А. И. Захарова показывают, что в
дошкольном возрасте более 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в
поведении. У мальчиков несколько чаще отмечаются повышенная возбудимость,
неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью, конфликтность
и неуживчивость. У девочек преобладают боязливость, склонность обижаться,
плакать и расстраиваться.
Для того чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных,
импульсивных и агрессивных детей, развить у них навыки саморегуляции и был
разработан данный проект с использованием одного из направлений арт-терапии
мандала-терапия.
Мандала (Mandala)- «Круг», «Центр» (перевод с санскрита). Рисунок ее
симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри
круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число
которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции
мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами,
созданными самой природой.
Метод мандалотерапии - это безопасный и естественный способ изменения
эмоционального состояния, снятия напряжения. Сама техника очень проста в
использовании. Достаточно нарисовать круг или сделать из палочек, обозначить
точку в центре круга и начать рисовать красками, карандашами или выплетать узор
из сердцевины, сконцентрировавшись на том вопросе, который необходимо решить.
Узоры могут быть самыми разнообразными: от простых символов до изображения картин. Важна сама медитация во время рисования, так как происходит обращение к нашему подсознанию, в котором заложены ответы на все наши вопросы.
Мандалы рисуют, выкладывают из камней и песка, плетут из ниток и биссера. Научить детей сосредоточиться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Что дает метод Мандалотерапии?
- возможность безопасно проявлять негативные чувства и эмоции;
- открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;
- диагностику актуального состояния;
- возможность самостоятельной работы в целях саморазвития и самораскрытия;
- формирование устойчивых положительных убеждений;
- экологичную проработку деструктивного психоэмоционального состояния;
- и кроме прочего, огромное удовольствие от самого процесса создания мандалы,
от возможности свободно выразить свои чувства, настроение.
1. Основная идея проекта : профилактика психоэмоционального напряжения,
развития саморегуляции и сопровождение социализации дошкольника средствами
мандалотерапии, как одной из форм арттерапии.
Вид проекта : практико- ориентированный.
Тип проекта : по продолжительности: среднесрочный;
по составу участников: групповой;
Участники проекта : воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитанники группы, родители.
Адресация проекта : Для всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов)
Сроки реализации: с 07.02.2024 – 28.03.2024 года
2. Постановка проблемы: Проект позволит детям группы «Радуга» научиться адекватно выражать свои эмоции, расслабляться, а также развить образную память, восприятие и мелкую моторику.
Мандала-терапия благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей и
позволяет развивать у них саморегуляцию. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. В современных условиях проблема организации работы по профилактике психоэмоционального напряжения, сопровождению позитивной социализации и преодолению негативных форм поведения у дошкольников особенно актуальна, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) это – максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию
дошкольника. Исследование данной проблемы позволило выделить противоречие между традиционным пониманием профилактики психоэмоционального напряжения,
сопровождению позитивной социализации и современными подходами, направленными на самопознание ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Основываясь на исследованиях Г. М. Андреевой, С. В. Еникополова, Н. Д.
Левитова, С. Е. Рощина, доказавших возможность использования арттерапии (в том
числе мандалотерапии) в профилактической и психокоррекционной работе с
детьми, данный проект становится особо актуальным, отвечая на социально-
образовательный заказ современного общества.
Таким образом, проект имеет большую практическую значимость, может быть
использован специалистами и педагогами ДОУ.
3. Обоснованность проекта :
Проект позволит детям научиться адекватно выражать свои эмоции, расслабляться, а также развить образную память, восприятие и мелкую моторику.
Мандала-терапия благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей и
позволяет развивать у них саморегуляцию.
4. Перспективность:
Изучение мандала-терапии позволит открыть новые горизонты в работе с
детьми дошкольного возраста. В дальнейшем проект планируется использовать в
работе с детьми группы риска, группы коррекции, а также в работе с педагогами и
родителями.
Цель проекта : создание условий для профилактики психоэмоционального
напряжения, обеспечения психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации, а также развитие саморегуляции и преодоления негативных форм
поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей, в том числе эмоционального благополучия ребенка со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса;
2. Диагностика нарушений в психоэмоциональном состоянии детей;
3. Развитие творческой активности и мелкой моторики рук;
4. Формировать основу развития позитивных форм взаимодействия между дошкольниками, детьми и взрослыми с целью снижения степени
конфликтности;
Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка;
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, создание благоприятной психологической атмосферы в семье и детском саду;
2. Воспитание аккуратности;
3. Активизация бессознательного и внутренних ресурсов детей.
Планируемый результат:
Создание благоприятных условий, повышение мотивации к положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; внедрение новых образовательных
технологий в практику дошкольной организации.
Стратегия реализации проекта :
Суть идеи психолого-педагогической поддержки с использованием
мандалотерапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть негативные
проявления, препятствия, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и
потенциальные возможности и способности, развить у него потребность в успешности самостоятельных действий. Проект реализуется в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, целью которой является создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими
условиями.
В проекте использованы следующие интерактивные формы:
- игра и работа с мандалами в парах - все дети имеют возможность проявить себя в
изготовлении мандал;
- метод «дельфи» – метод, при котором принимается любой ответ детей на
заданный вопрос;
- работа с мандалой микрогрупп позволяет настроить каждого на контакт;
- индийский танец
- игровые упражнения способствуют появлению непроизвольного интереса к
поведению сверстников;
- решение ситуационных задач (ситуационные игры);
Проект отличается :
• универсальностью, что выражено в возможности использования педагогами;
• интегративностью – внедрением взаимодополняющих, специально
организованных игровых мероприятий по формированию представлений
детей и социализации;
• реализацией возможностей ребенка, исходя из его потребностей –
здоровьесбережением;
• продуктивностью.
Итоговый продукт проекта : «Волшебный круг» - развлечение для детей.
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с
использованием мандала-терапии.
Курс мандала-терапии составляет как минимум 5 занятий.
I этап Предварительный (подготовительный)
Неделя Тема Цель, задачи
1
занятие Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие в Индию».
Способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа.
II этап (Основной)
2 занятие «Знакомство с Мандалой»
Объяснение, что такое мандала, смысла работы с
мандалой;
- Правила работы с мандалой;
– Просмотр готовых иллюстраций;
– Просмотр видео «Мир танцующих мандал».
Познакомить с новым способом снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)
• Формировать навык мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.
• Развивать эмоциональный интеллект.
• Развивать творческие способности, мышление, восприятие, мелкую моторику.
• Снять эмоциональное напряжение.
3 занятие Создание мандалы с
помощью красок
- Развитие саморегуляции.
- Снятие внутреннего напряжения.
- Коррекция мелкой моторики рук.
- Нахождение внутреннего ресурса
III этап (Заключительный)
4 занятие Выставка работ в группе ( домашнее задание: раздали готовые заготовки)
Работа с родителями, дети совместно с родителями раскрашивали мандалы. - Формирование положительного
психоэмоционального комфортного потенциала для пребывания в социуме;
- Развитие саморегуляции;
- Нахождение самовыражения и внутреннего ресурса;
- Развитие креативности.
5 занятие «Развлечение» - способствовать открытию в себе новых способностей, развить уже имеющиеся навыки.
- создать новые впечатления для ребенка
Выводы:
В результате реализации психолого - педагогического проекта :
- достигнуто снижение тревожности и агрессивности, сформирован устойчивый
интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, повысился уровень активности в разных видах деятельности;
- подобраны педагогические технологии для достижения планируемых результатов;
- отмечается повышение уровня родительской и педагогической активности и компетентности.
Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира,
способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к
собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности.
Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.
Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не было создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволила душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт - терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.
Анализ результатов даёт основание считать, что использование мандалотерапии помогает снижению негативных состояний и трансформации их в положительные.
Методическая литература:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -
СПб. : Речь, 2002.-144с.
2. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с
использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С. 18-19.
3. Справочник педагога-психолога Изд. От 11.2017г. стр. 48-56 «Как применять
мандалы в диагностической работе с дошкольниками»
А так же были использованы следующие интернет-ресурсы:
4. https://educontest.net/ru/418355/инновационный-психолого-педагогичес
5. https://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/05/коп_1.pdf
6. https://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/mandaloterapiya-dlya-detej-ivzroslyx.
html
7. https://kladvsebe.ru/samorazvitie/diagnostika-v-art-terapii-metod-mandala.html
8. https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-mandalaterapiya-v-rabote-sdoshkolnikami-
1904515.html
Приложение 2
Тема: «Волшебный круг»
Цель: создание условий для повышения эмоционально-личностного благополучия детей, через арт-терапию.
Задачи:
• Познакомить с новым способом снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)
• Формировать навык мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.
• Развивать эмоциональный интеллект
• Развивать творческие способности, мышление, восприятие, мелкую моторику.
• Снять эмоциональное напряжение
Оборудование: оборудование для мультимедиа и видео, презентация для показа, видеозапись «Мир танцующих мандал», аудиозапись спокойной музыки для релаксации, белый круг из картона, цветные карандаши по количеству детей, большое количество разнообразных раскрасок с рисунком мандалы.
Ход занятия:
Елена Александровна: Давайте вспомним основные эмоции, которые испытывает человек.
1 слайд – «фото человека испытывающего радость»
Елена Александровна: Какая это эмоция? (ответы детей)
Далее аналогично: 3 слайд – «Грусть», 4 слайд «Злость», 5 слайд – «Страх, испуг», 6 слайд – «Удивление»
Беседа по теме:
Елена Александровна: Мы знаем, что все чувства делятся на приятные и неприятные. Какие чувства испытывать человеку приятно (ответы детей – радость, удивление). Какие неприятно испытывать (ответы детей – грусть, злость, страх).
- Почему эти чувства неприятные? (ответы детей)
- А как же избавиться от неприятных чувств? Что для этого нужно сделать? (ответы детей – поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)
- Правильно. Молодцы!
Основная часть:
- Сейчас Ксения Александровна вас познакомит с новым способом избавления от неприятных эмоций. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?
(Показать белый круг)
- Что это у меня? (ответы детей)
- Какой он? (ответы детей)
- Да, кажется, что это обычной белый круг : совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».
7 слайд – «мандала»
Педагог-психолог. Посмотрите, какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.
8 слайд – др. мандала.
9 слайд - Индия
Педагог-психолог : Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.
10 слайд – мандала вселенная
12 слайд – мандала жизни
13 слайд – мандала любви
Педагог-психолог. А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы детей).
- Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.
Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мозайки, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение. Злой, что сделает? (ответы – подобреет, грустный -, испуганный -, скучающий - ….
Просмотр видео «Танцующие мандалы»
- А сейчас мы вам подарим настоящие мандалы (показать раскраски).Вы будете их раскрашивать цветными карандашами.
Понравилось вам раскрашивать мандалы? А что вы чувствовали, когда работали? (ответы детей)
Рефлексия.
Итог: мы познакомились с мандалами. Что такое мандала? Волшебный круг. А какими волшебными свойствами он обладает? Помогает успокоиться, улучшить свое настроение, избавиться от злости и страха. Молодцы! Мне понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие заканчивается. Я желаю всем хорошего дня! Можете взять свои рисунки и пойти в группу.
Приложение 1
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
«Путешествие в Индию».
Цель: Способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа.
Ход занятия:
Психолог : Ребята, посмотрите на модель Земли (показываю глобус, как она называется?
Дети: Глобус.
Психолог : А какой цвет преобладает на глобусе? О чем это говорит?
Дети: Преобладает синий цвет, который говорит о том, что большую часть Земли занимает вода.
Психолог :А какие ещё цвета мы видим на глобусе, и что они означают?
Дети: Мы видим зеленый - равнины, леса; желтый - пустыни; коричневый – горы; белый - снег.
Психолог :А где еще можно увидеть изображение нашей Земли?
Дети: На карте мира.
Психолог : На глобусе и на карте мы видим много разных стран, где проживают люди разных национальностей.
Сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие и познакомить наших гостей с одной очень красивой страной. Эта страна волшебства и тайны, ослепительной красоты и экзотического очарования.
Далеко, далеко, за морями и лесами, за реками и пустынями стоит высокая гора и имя ей Эверест (Слайд горы 2-3).Эта гора славится постоянными снежными лавинами и ненастной погодой, не имеет никаких тропинок и маршрутов - это самая высокая точка нашей планеты. Представьте, что вы поднялись на эту гору и под вами далеко, далеко, внизу раскинулась прекрасная сказочная страна. Посмотрите и скажите, что это за страна?
(Слайд карта 4-5)
Дети: Это Индия.
Психолог : Правильно, ребята – это Индия. У каждой страны есть столица. Как называться столица Индии?
Дети: Дели.
Психолог : Мы прибыли в столицу Индии – Дели (Слайд 6)
(Звучит музыка и появляется девочка в индийском наряде).
Психолог : Смотрите, кто нас встречает? (индианка).
Девочка складывает ладони на груди и раскланивается, произнося слово "намастэ" (Слайд 6-7)
Психолог : В переводе это слово означает «Я кланяюсь тебе» Это очень красивое традиционное приветствие, оно совсем не похоже на наш «Привет!» или «Пока!».
Воспитатель. Ребята, как называют местных жителей Индии?
Дети: Индийцы, индусы.
Психолог : Индия знаменита своими танцами и музыкой. (Видео запись танца). Посмотрите, какие движения, какая пластика. Что можно сказать про движения, какие они? Легкие, волнующие, восторженные, нежные, быстрые, энергичные, многообразные, пластичные, ликующие, восхитительные.
Психолог : Наше путешествие продолжается. Как называется одежда, которую носят женщины и девушки в Индии?
Дети: Сари (Слайд 13-15) (Рассматриваем одежду на девочке и кукле).
Психолог : Животный мир Индии тоже очень богат. Индию называют «Страной тигров) (Слайд16-17).
Из домашних животных самое почитаемое животное, корова, она приравнивается к богам, считается священным животным (слайд 18).
Психолог :
Он трубит как паровоз,
Между глаз имеет хвост
Серый и огромный он
Догадались. Это…Слон. (Слайд 19 – 20)
Конечно - это слон.
Психолог : Ребята, а что вы можете рассказать про слона?
Дети: Слон – это самое крупное животное на земле. Он совершенно черный, лысый, спина твердая, живот мягкий, кожа сморщенная. Складками на животе он ловит назойливых мух, там их сжимает и убивает. У слона язык широкий и короткий, но зато длинный нос – хобот. У слонов прекрасная память. Если его кто обидит, они это запомнят и отомстят спустя несколько лет. Видя белый цвет, приходят в ярость. Не любят холод. Пищу и питье подает хоботом. Слон может ухватить самую маленькую монетку и подать хозяину. Слоны живут двести лет. Слонов губят болезни. Если слон съест червя – хамелеона, то он может погибнуть. Здесь его могут спасти дикие оливки. В них содержится противоядие. Слон полностью поддается украшению. Он может читать, писать, танцевать и играть.
Приложение 3
«Волшебная мандала»
Цель: Обучение детей с помощью нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
1. Изучение изобразительной формы «Мандала».
2. Обучение навыкам расслабления.
3. Улучшение эмоционального состояния.
Ход занятия:
Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования на воде с красками, создавая «Волшебную мандалу».
Что же это такое мандала? Самое простое объяснение: мандала – это рисунок в круге. Рисунки в круге – одна из старейших традиций, которые можно встретить в изобразительном искусстве с древнейших времен у разных народов мира.
Мандалу мы нарисуем интересным способом:
- Я беру кисточку. Опускаем кисточку в краску. Разбрызгиваем краску по поверхности воды, стуча кисточкой о палец. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берём следующий цвет и повторяем то же самое. Цвета могут быть разными, какие вам нравятся.
- Теперь я беру гребешок. Начинаю водить ею воде в разных направлениях. Получается узор. Вытираю гребешок салфеткой. Когда узор готов, кладу бумагу на воду и немного проглаживаю края, чтобы бумага вся соприкоснулась с водой. Вынимаю лист строго по краю лотка, чтобы стекла лишняя вода.
- Смотрите, что у нас получилось. А сейчас вы попробуете создать свою волшебную мандалу. Перед вами стоят красками. Начинайте рисовать, а спокойная музыка поможет вам фантазировать во время рисования я буду вам помогать.
Закройте глаза и представьте, чтобы вы хотели нарисовать в получившемся круге? Вы можете изобразить, что любой образ, цвет, форму. Работайте аккуратно, не толкайте друг друга и у вас обязательно получатся красивые работы, которые потом вы сможете оставить себе на память или подарить тому, кого любите.
Приложение 4
Выставка работ детей группы «Радуга»
Цель: Формирование положительного психоэмоционального комфортного потенциала для пребывания в социуме.
Задачи:
- Развитие саморегуляции;
- Нахождение самовыражения и внутреннего ресурса;
- Развитие креативности.
Выставка детских рисунков «Мандала» оформлена в рамках проведения проектной деятельности. Работы детей выполнены в разных видах техники: акварель, карандаши, мелки. При рисовании мандалы дети переносят свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что внутри у ребенка, то и будет в мандале. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Целью такой выставки является духовные, нравственные и терапевтическое воспитание детей.