Получи документы

Инновационный проект «Пой со мной».

Татьяна Шакуева
Инновационный проект «Пой со мной».
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный проект "Пой со мной".

Введение.

В 2001-м году я поступила на работу музыкальным руководителем в детский сад № 11 ст. Новопокровской Краснодарского края, имея при этом стаж работы 21 год преподавателем музыкальной школы по классу скрипки и заметила, многие дети, имеющие хорошие музыкальные данные (ритм, слух) не владеют своим голосом, не умеют чисто петь и чисто интонировать мелодии песен. Такие дети встречались мне и в музыкальной школе. Уже в школе я работала с детьми над расширением диапазона голоса, умением воспроизводить в пении несожные мелодии.

Публикация «Инновационный проект „Пой со мной“,» размещена в разделах

Я поставила перед собой цель – развить вокальные способности детей. Но для того, чтобы добиться этой цели, мне необходимо было разработать систаму занятий и упражнений. Так возникла мысль о создании проекта «Пой со мной». Я прочла очень много литературы по этой теме, собрала и систематизировала песенки попевки, помогающие в расширении диапазона голоса детей. Основной литературой, которая помогла мне в работе – были методические пособия С. И. Бекиной и Т. М. Орловой «Учите детей петь». Но в этих пособиях применялись упражнения на пропевание интервалов, которые встречались в детских песнях. А как ребенок сможет пропеть допустим кварту или квинту, не обладая навыком чистого пения? Здесь мне пришла на ум идея – нужно подобрать попевки, которые помогают в постепенном расширении диапазона голоса. И такие нашлись в учебниках «Сольфеджио» Ю. Фроловой и других авторов. Я решила не связывать их с песнями. Раздел «Развитие слуха и голоса» приобрел в моих занятиях самостоятельное значение.

Сначала мы учились исполнять попевки на одном звуке; затем появлялся соседний звук, который шел то на секунду вверх, то на секунду вниз. Далее появлялся третий звук и. т. д. А, чтобы дети лучше ориентировались в движении мелодии, я учила их показывать рукой направление мелодии; мы обязательно прохлопывали ритм попевки, а с более старшими детьми выкладывали ритм попевки длинными и короткими полосками бумаги. Постепенно накапливался музыкальный материал. Кроме того, для развития музыкального творчества детей я стала использовать специальные песенки-вопросы, на которые надо было спеть музыкальный ответ. Но и этим я не ограничилась, сочинила песенки-приветствия по месяцам года. В начале занятия мы здоровались с каждым месяцем. А еще мы подбирали эти песенки попевки на металлофоне.

К концу года почти все дети пели более менее чисто и каждый второй мог правильно сыграть песенку на металлофоне и почти все дети угадывали по ритму ту или иную попевку.

Работа над проектом была начата в 2002 году, в 2009-м году проект был полностью закончен и представлен на педагогическом совете для слушания и утвержден для дальнейшего его реализации. В 2017-м году я пополнила и подкорректировала репертуар попевок. Оформила проект в виде небольшой брощюры. Весь нотный материал я набирала вручную в программе Finale и приложила их к данному проекту.

Новизна проекта состоит в более углубленной работе над развитием слуха и голоса, в подобранном по мере усложнения материале, в возможности показать, что почти у каждого ребенка можно улучшить качество пения.

Основные направления работы над развитием слуха, голоса и ритма.

Основными музыкальными способностями считаются те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б. М. Теплова, таких способностей три:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Музыкально-ритмическое чувство.

Ладовое чувство – способность различать ладовые функции звуков мелодии. Она проявляется в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховое представление – способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести мелодию по памяти;

Музыкально-ритмическое чувство – способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить её характер, настроение.

Чтобы обучение ребёнка шло успешно, необходимо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся природные задатки. Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего.

В процессе обучения и развития певческих навыков необходимо следить за тем, как выполняет предложенные задания группа детей и каждый ребёнок в отдельности. Поэтому необходимо осуществлять индивидуальный подход. Педагог должен использовать различные методы и приемы для того, чтобы добиться от каждого ребёнка более чистого интонирования мелодии, чёткого проговаривания и пропевания текста попевок и согласованности ритмических движений с характером музыки. Необходимо воспитывать у ребёнка умения преодолевать возникающие трудности и самостоятельно выполнять задания.

Наиболее сложной задачей в развитии музыкальных способностей является развитие творческих способностей ребёнка. Творческие способности и творческое мышление более развито у детей 5-7 лет. Дети 5-7 лет могут уже самостоятельно придумывать мелодические окончания попевок и развернутых мелодий на заданный текст. На музыкальных занятиях детям предлагают посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению.

Методически целесообразны и полезны приёмы творческих заданий, направленные на развитие чисто музыкальных способностей, например чувство лада, музыкально-слуховых представлений (во время вопроса педагога и ответа, сочинённого детьми, чувства формы (во время импровизации ответной фразы).

Начальный опыт творческого проявления детей может состоять из небольших 4-х тактных вопросно-ответных мелодий. Дети должны закончить мелодию попевки, начатую взрослым (по заданному образцу). Далее предлагают закончить мелодию таким образом, чтобы фраза являлась действительно ответом а не неустойчивым окончанием.

Очень полезно включать в начало занятий музыкальное приветствие. Это создает особый настрой на занятие, развивает чувство доброжелательности, формирует коммуникативные навыки.

Уже в средней группе дети учатся импровизировать в приветствии. К ним на занятие приходят игрушки (мишки, зайцы, котики, петушки, которым дети дают имена и придумывают музыкальную мелодию для приветствия. Им предлагают поздороваться, например, с зайчиком Стёпой и пропеть: «Здравствуй, зайчик Стёпа!». Каждый ребёнок старается проявить своё творчество и поздороваться с гостем. Таким образом у малышей развивается речь, чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух, умение владеть своим голосом.

Цели, задачи, методы и приёмы.

Для того, чтобы развить вокальные способности детей, я разработала специальные методы и приемы, которые были направлены на решение следующих задач:

Образовательные задачи:

• Обучение ребенка вокально-певческим навыкам;

• Воспитание красивого, однородно звучащего голоса;

• Развитие чувства ритма, голоса для формирования выразительной интонации; развитие активной творческой деятельности.

Эстетические задачи:

• Воспитание музыкального вкуса, формирование умения понимать прекрасное;

• Обучение пению в сопровождении музыки и без неё.

Воспитательные задачи:

• Формирование исполнительской деятельности;

• Повышение уровня понимания содержания и красоты музыки.

При решении всех этих задач важно учитывать общедидактические принципы:

• Принцип систематичности – непрерывность, регулярность планомерность образовательного процесса;

• Принцип доступности – учет возрастных, физиологических особенностей развития голосового аппарата детей;

• Принцип усложнения – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления навыков пения.

Способы ориентировки детей в развитии музыкального слуха и голоса:

• Способ вслушивания – овладение произвольным слуховым вниманием;

• Способ дифференциации музыкальных явлений – дети учатся сопоставлять простейшие свойства звука (громче-тише, выше-ниже).

• Способ творческого отношения – умение детей свободно ориентироваться в усвоенном. Склонность самостоятельно применять все то, что они знают, в различных ситуациях, в новых условиях.

Этапы реализации проекта «Пой со мной»

1-й этап

Организационный. Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического и музыкального материала, изготовление наглядных пособий.

2-й этап

Диагностический. Выявление уровня физического развития, развития музыкальных способностей, заинтересованности дошкольников музыкальной деятельностью, музыкального воспитания в семье.

3-й этап

Практический. Разработка перспективного планирования раздела «развитие слуха и голоса», разработка циклов занятий по развитию музыкальных способностей детей с использованием песенок-приветствий, творческих заданий, песенок попевок.

4-й этап

Обобщающий. Проведение мониторинга музыкального развития детей, исследование результатов практической деятельности.

Инновационный проект «Пой со мной» рассчитан на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

Почему именно этот возраст? Потому, что внимание детей этого возраста становится более устойчивым, активно развиваются процессы запоминания и припоминания. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Высказывания ребенка приобретают связный характер.

Для каждой группы были определены и поставлены определенные задачи:

Если, в средней группе прием распевания сводится лишь к подготовке голосов к пению, то цель попевок детей пяти-шести лет – расширение диапазона голоса, развитие слуха и ритма.

В разработанном мною проекте представлена подборка песенок попевок и песенок для развития творческих способностей детей средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

При проведении мониторингов по данному проекту было установлено, что к концу обучения детей в детском саду качество исполнения детьми попевок, умение анализировать попевку, графически изображать её ритм значительно повысилось.

При работе над попевками ставятся задачи в зависимости от возраста детей:

Средняя группа:

1. Развивать умение детей вслушиваться в мелодию попевки.

2. Развивать умение петь попевки естественным голосом без крика.

3. Правильно и внятно произносить слова попевок.

4. Чисто интонировать мелодии.

5. Прохлопывать ритм попевки ладошками или отстукивать его на детском барабане.

Старшая группа:

1. Внимательно вслушиваться в мелодию попевки.

2. Определять характер (лад) попевки – веселый (мажорный) или грустный (минорный).

3. Петь в сопровождении инструмента и без него.

4. Прохлопывать ритмический рисунок попевки.

5. Определять количество ступеней в попевке.

6. Определять направление движения мелодии попевки.

7. Чисто интонировать мелодии.

8. Учить подбирать мелодию попевки на металлофоне.

Подготовительная группа:

1. Определять характер попевки (лад).

2. Определять количество ступеней. На которых построена попевка.

3. Определять направление движения мелодии.

4. Прохлопывать ритм попевки.

5. Составлять ритм на фланелеграфе длинными и короткими полосками бумаги.

6. Угадывать по ритму попевку и называть её.

7. Подбирать попевку на металлофоне.

8. Чисто интонировать мелодию попевки.

Возрастные особенности развития слуха и голоса детей 4-5 лет.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Голос у них уже окреп, диапазон увеличился (ре-си). Дети уже лучше разговаривают, у них увеличился словарный запас. Дыхание детей более стабилизованное, хотя ещё немного поверхностное. Они уже активнее работают ртом во время пения, артикуляция улучшилась. Дети этого возраста отличаются слуховой активностью. Они уже могут различать звуки по высоте, слышат движение мелодии (вверх-вниз, умеют слушать вступление песни и начинать петь одновременно со всеми. Могут начинать петь с сопровождением инструмента и без сопровождения. В своем пении они в состоянии выразить свои эмоции : петь грустно или весело. Но пение педагога всё ещё по-прежнему лежит в основе обучения детей. На занятиях продолжают использовать наглядный материал к песням: игрушки, картинки. Педагог может использовать на занятии различные приемы разучивания песенного материала: пение по подгруппам, индивидуальное пение, пение солистов.

Возрастные особенности развития слуха и голоса детей 5-6-и лет.

В этом возрасте голосовой аппарат всё еще ранимый и отличается хрупкостью. Но голос ребёнка может уже звучать звонко. Диапазон уже тоже увеличивается (ре-до). Следует избегать пения низких звуков, так как голос ребёнка потом садится и ему трудно брать высокие звуки. Низкие звуки могут использоваться как проходящие. Наиболее естественное звучание голоса детей этого возраста в диапазоне фа-си. Дети уже могут более осмысленно и чисто интонационно исполнять песни. Они легко определяют низкое и высокое звучание мелодии, различать громкую и тихую музыку, точнее передают хлопками ритм мелодии. Дети уже могут самостоятельно выкладывать ритм длинными и короткими полосками бумаги, могут подбирать мелодии на мелодическом металлофоне. На занятиях начинают использовать песенный репертуар помогающий развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации. Дети на примере русских народных песенок-попевок учатся петь с сопровождением мелодии, без сопровождения мелодии, с помощью педагога и без него, самостоятельно, а капелла, в сопровождении игры на металлофоне. Очень полезен приём пения всей группой, небольшими подгруппами, стоя, находясь на значительном расстоянии от инструмента.

Возрастные особенности развития слуха и голоса детей 6-7-и лет.

В этом возрасте возрастает роль коры головного мозга. Развиваются процессы запоминания и припоминания. Увеличивается запас слов. Речь становится связной и последовательной. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. Дети умеют определить характер музыкального произведения; лад (мажорный, минорный); направление движения мелодии; регистр. Дети этого возраста легко запоминают тексты песен, ритмический рисунок мелодии. Дети называют и запоминают фамилии композиторов, могут высказываться о содержании песенного материала. Они одновременно начинают и заканчивают пение, чётко произносят текст песен. В песнях определяют её состав: вступление, запев, припев, проигрыш. Дети умело пользуются такими терминами, как напевность, дикция, сила звука, ансамбль, темп. У детей этого возраста уже сформировались некоторые представления об окружающем, и педагог всё чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстрированный материал используется не так часто – в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Диапазон голоса расширяется от «до» первой октавы до «ре» второй октавы.

Творческие способности детей более развиты. Они способны сочинять окончания мелодий, не повторяя их, могут привести ответ песенки-вопроса к тонике. Дети могут самостоятельно придумывать мелодии на заданный текст в разных жанрах (полька, вальс, марш).

Содержание проекта инновационной деятельности

«Пой со мной».

Примерное проведение части занятия с использованием попевок для детей средней групп.

Занятие № 1. (Сентябрь).

Дети входят в музыкальный зал под бодрую музыку. После музыкальной разминки садятся на стульчики. Музыкальный руководитель сообщает детям о том, что к ним на занятие пришёл гость. Показывает игрушку зайчика. Говорит детям, что зайчика зовут Степа, и о том, что зайчик хочет, чтобы детки с ним поздоровались. Предлагает всем вместе спеть музыкальное приветствие:

Зайчик Стёпа к нам пришёл.

Это очень хорошо!

Здравствуй, зайчик Стёпа!

Мелодию приветствия можно спеть на 2-х, 3-х звуках.

Далее музыкальный руководитель спрашивает у деток: «Кто хочет сам поздороваться с зайчиком и пропеть ему приветствие?»

Музыкальный руководитель помогает детям спеть приветствие.

Далее музыкальный руководитель предлагает деткам показать зайчику, какие у них красивые и подвижные пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика, запланированная педагогом.

Музыкальный руководитель говорит, что зайчику очень понравилось, как детки играют со своими пальчиками и предлагает посмотреть, как зайчик умеет ловко прыгать.

Звучит в записи пьеска «Зайчик» Г. Фрида или другого композитора, зайчик, в руках музыкального руководителя, прыгает под музыку. (Происходит знакомство с музыкальным произведением из раздела – «слушание музыки»).

А потом музыкальный руководитель показывает деткам картинку мальчика, бегущего с палочкой в руке, и говорит:

- Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображен? (Дети: - Мальчик).

- Правильно, мальчик. Мальчика зовут Андрей. Он тоже очень любит бегать и прыгать, поэтому его все стали называть «Андрей-воробей». Про него даже песенку придумали, вот послушайте!

(Музыкальный руководитель исполняет попевку «Андрей-воробей». Затем предлагает деткам выучить слова попевки и спеть её всем вместе. Так происходит первое знакомство с попевкой.)

Далее занятие идет по плану.

Занятие № 2.

Дети входят в музыкальный зал под бодрую музыку. После музыкальной разминки садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает деткам послушать музыку и угадать, кто любит под такую музыку скакать?

Дети обычно сразу угадывают музыку зайчика. Музыкальный руководитель показывает детям зайчика и просит их вспомнить, как его зову.

Детки здороваются с зайчиком Стёпой, исполняя приветствие предыдущего занятия. Можно опять предложить детям исполнить индивидуальное приветствие.

Затем музыкальный руководитель предлагает деткам показать зайчику свои пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика, запланированная педагогом.

Потом музыкальный руководитель показывает детям картинку мальчика с палочкой в руке и задает им вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Как зовут мальчика?

- Кто помнит про него песенку?

После исполнения попевки задает вопрос:

- А какая песенка по характеру? Грустная или веселая?

Слушает ответы детей и корректирует их. Хвалит детей за правильные ответы, говорит о том, что этой маленькой песенкой дети разбудили свои голосочки. После этого занятие продолжается по намеченному педагогом плану.

Занятие № 3.

Дети входят в музыкальный зал под бодрую музыку. После музыкальной разминки садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает деткам позвать в гости зайчика Стёпу. Говорит, что зайчик, наверное, всё ещё спит и предлагает разбудить его своей песенкой-приветствием.

Дети поют приветствие, звучит пьеска «Зайчик» и в гости к детям «скачет зайчик Стёпа».

Далее музыкальный руководитель предлагает деткам разбудить свои пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика, запланированная педагогом.

Затем музыкальный руководитель предлагает деткам разбудить свои голоса и спеть маленькую песенку-попевку. Музыкальный руководитель проигрывает её и спрашивает:

- Кто вспомнил название нашей песенки-попевки? (дети называют попевку)

- Давайте вспомним, какой характер у песенки грустный или веселый? (выслушивает ответы детей).

Предлагает детям спеть песенку. Затем говорит, что эту песенку можно не только спеть, но и прохлопать ручками, поет и прохлопывает ритм песенки. Далее музыкальный руководитель предлагает всем деткам спеть и прохлопать ритм песенки-попевки. Хвалит детей и говорит, что теперь у всех деток проснулись и голоса и ручки. Далее занятие идет по плану.

Занятие № 4.

На четвертом занятии дети зовут зайчика, вспоминают и называют песенку-попевку, определяют, какой у неё характер, поют, прохлопывают ритм. Музыкальный руководитель может дать в руки любого ребенка детский барабан, и предложить простучать (подыграть) ритм песенки, повеселить зайчика, который почему-то загрустил. Можно предложить нескольким детям, или устроить целый шумовой аккомпанемент, чтобы развеселить зайчика. Одним деткам раздать деревянные ложки, другим детские барабаны, третьим – металлофоны. Вот вам и приемы игры на детских музыкальных инструментах.

Занятие у детей старшей группы отличается от занятия в средней. Здесь детям предлагают послушать новую песенку-попевку, сразу определить её характер.

На первом занятии разучивают слова и мелодию попевки. На втором занятии определяют, из скольких ступеней состоит попевка. При этом музыкальный руководитель исполняет попевку и показывает рукой каждую ступеньку. Далее дети исполняют песенку-попевку и показывают рукой направление движения мелодии попевки.

С каждым занятием усложняется задание. Так же, когда песенка полностью выучена, детям предлагают подобрать её на мелодическом металлофоне, что им очень нравится. Таким образом, мы добиваемся двух целей. Развиваем слух, ритм и память, и обучаем игре на детских музыкальных инструментах.

Попевку, выученную с более способными воспитанниками, можно представить в виде отдельного музыкального номера на любом детском утреннике или развлечении.

В подготовительной группе дети выкладывают попевку длинными и короткими полосками бумаги.

Публикации по теме:

Инновационный проект «Огород на окне» (подготовительная к школе группа)Инновационный проект «Огород на окне» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №61 "Мечта" 140206, Московская область, г. Воскресенск,.

Инновационный образовательный проект «Живой пластилин» Цель проекта: создание пластилинового мультфильма. Задачи проекта: o изучить историю развития мультипликации; o изучить процесс создания.

Инновационный опытно-экспериментальный проект «Натураша» для детей старшего дошкольного возраста Инновационный опытно-экспериментальный проект «НАТУРАША» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познание».

Инновационный проект по развитию детского туризма «Азимут» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. 2. Природные особенности Горячего Ключа. 3. Как организовать.

Инновационный проект «Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Инновационный проект «Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Ейск, 2017г. Содержание.

Инновационный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством мультипликации» Видео Цель: Способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников посредством создания анимационных фильмов. Задачи: Образовательные:.

Инновационный проект «Волшебный мир-Леголандия» Паспорт проекта Полное наименование учреждения: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Руководитель.

Полька «Танцуй и пой» Участвуют 5 девочек и 5 мальчиков. Вступление - дети выбегают с двух сторон и встают в две колонны по точкам лицом в зал, так, чтобы каждого.

Инновационный проект «Страницами сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 Инновационный проект "СТРАНИЦОМ СКАЗОК".

Творческий инновационный проект «Этот волшебный мир театра» Аналитическое обоснование проекта В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационный проект «Пой со мной».
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 12:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Пой со мной».» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шакуева (УИ 22904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД