Алла Борцова
Инновационный опытно-экспериментальный проект «Натураша» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный
опытно-экспериментальный проект
«НАТУРАША»
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество».
Руководитель проекта : воспитатель старшей группы
Публикация «Инновационный опытно-экспериментальный проект „Натураша“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Возраст участников проекта : дети от 5 до 6 лет.
Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта : долгосрочный (6 месяцев, групповой, познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта : Мы, воспитатели, часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Поэтому мы свою работу направили на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Я считаю, что у наших детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, по моему мнению, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому мы решили создать данный проект с использованием методов организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет дошкольникам реализовывать заложенную программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Задачи проекта :
1. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой. Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; желание заботиться о них.
2. Развивать у детей познавательный интерес, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
Цель проекта : Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы при выращивание овощных культур. обучение дошкольников самостоятельно ухаживать за растениями для получения результата.
Ожидаемый результат:
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный (с 24 марта по 10 мая)
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
При создании данного проекта руководствовались сборником статей «Познавательное развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии», выпущенным издательством «Русское слово» в рамках программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Воспитанники вместе с воспитателями и родителями узнали об истории овощных культур, их строении, видах, полезных свойствах, правилах посадки и ухода. Дети на детском совете выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.
.
2 ЭТАП – реализация проекта (с 10 мая по 30 июля)
На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в дневниках наблюдений. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали презентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились занятия, дидактические игры, беседы и т. д.
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности:
2. Использование методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
3. Пополнение папки дидактическими играми по экологии.
Участие в проекте :
1. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
2. Внесение в проект учебно-исследовательского инновационного комплекса «ЧУДО-ГРЯДКА»
3. Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом.
4. Подбор родителями информации для детей. 5. Анкетирование родителей.
6. Участие родителей в мероприятиях с экологической направленностью.
7. Теоретические консультации.
8. Семинар – практикум
9. Консультации 1. Практическая деятельность в дневниках наблюдений «Как растет перец?»;
2. Лепка «Наши овощи созрели!» «Овощная ярмарка
3. Рисование. «Что растёт в огороде?» 4. Аппликация. «Плоды нашего труда». 5. Изготовление таблиц- указателей с названиями растений,
познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, эстафетные игры.
Форма работы с родителями:
• Теоретическая консультация «Формирование экологической культуры дошкольников»
• Семинар – практикум «Система работы с детьми на экологической тропинке детского сада»
• «Круглый стол» Правила взаимодействия в природе. Участие родителей в проводимых в группе и детском саду мероприятиях с экологической направленностью.
• Консультация «В здоровой семье – здоровые дети».
• Анкетирование «Полезные продукты». «Исследовательская деятельность на приусадебном участке»
Форма работы с детьми:
• Познавательные беседы: Овощи», «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Правильное питание», «Витамины я люблю – быть здоровым хочу», «Растение, как живое существо», «Как нужно ухаживать за растением».
• Сюжетно-ролевые игры: «Сготовим витаминный обед для гостей», «Семья на огороде»
• Дидактические игры: «Витаминный калейдоскоп», «Вершки – корешки», «Что сажают в огороде?», «Что необходимо для роста?», «Полезное – неполезное», «Опиши – мы отгадаем», «Определи на вкус», «Сад – огород» «Путешествие в страну растений», «Все начинается с семечка», «Чудесные семена», «Посадка семян перца», Викторина … «Как растут овощи»
• Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощ», М. Ильин «Что такое картошка», Н. Подлесова «Морковка», А. Барто «Сто одежек», Г. Юрман «Печка в огороде», С. Михалков «Дело было в огороде» Сочинение сказок об овощах. Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»
• Просмотр мультфильмов.
• Физкультурно – оздоровительная работа эстафетные игры «Собери урожай», «Перевезем урожай», «Посадка перца», «Делаем салат».
• Опытно – исследовательская деятельность:
Посадка рассады перца.
Качество овощей (определение по запаху, вкусу, на ощупь)
Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов. На окне и в чудо грядке
-Исследование жизнь растений с использованием современных устройств комплекса «Чудо-грядка»
Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. / Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/ Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/ • Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/
• Художественно - творческая деятельность:
Аппликация «Разноцветные перчики лежат на тарелке», «Дары осени»
Рисование «Собираем урожай овощей», «Что созрело в огороде», натюрморт «Корзина с овощами», раскрашивание овощей.
Лепка «Овощи в корзине»
Перспективный план работы с Чудо -Грядкой
«Путешествие внутрь грядки»
(со 2 апреля по 30 апреля)
Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
апрель
1 неделя Устройство грядки Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности. Групповая комната, совместная деятельность в уголке природы.
апрель
2-3неделя Такие разные корни и ростки неделя
Познакомить детей с разными видами перца
Наблюдения за семенами в грядке, полив и рыхление грядки, зарисовка прорастания перца.
апрель
4 неделя Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов,
делать зарисовки в дневнике наблюдений. Грядка за стеклом (аквариум с землей). Наблюдение за прорастанием семян перца.
«Витамины на грядке»
(с 1 мая по 31 мая)
.
Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
май
2 неделя «Витаминная грядка» Заинтересовать детей перспективой выращивания «зеленых витаминов» Мини-спектакль «Театра овощей»
май
3 неделя «Красота в огороде» Дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов Совместная деятельность. Знакомство с названиями и внешним видом растений, которые посажены в чудо-грядке
май
4 неделя Формировать навыки труда в грядке Практическая деятельность в чудо-грядке
( самостоятельное регулирование: полив, рыхление, посев семян)
«В гостях у красоты»
(1 июня по август)
Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
июль
1-2 неделя «Ароматные друзья» Вызвать желание создать совместно с родителями небольшое творческое сочинение о растениях. Домашнее задание, беседа, сочинение сказки о растениях, выпуск сборника сказок «Чудесная грядка»)
июль
3-4 неделя Посадка ростков перца в теплицу» Вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы. Развивать творческую активность Участок детского сада
3 ЭТАП – заключительный (с1 августа по 30 августа)
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
Презентация опыта детей по ознакомлению с условиями посадки и ухода за семенами овощных культур. Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада»
Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый огород»,
(ребенок- родитель) Оформление альбома «Вот какой огород!»
1. Конкурс рисунков «Овощи с нашей грядки»
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 6. На прогулочном участке создан мини огород.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей : дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Описание проекта
В этом году на базе МДОУ №18 города Орехово-Зуево стартовал инновационный опытно-экспериментальный проект «НАТУРАША».
Сейчас у нас в действии подпроект по развитию у дошкольников агрокультуры под названием «Натураша», в котором приняли участие и младшие и старшие дошкольники. Целью подпроекта является повышение экологически правильного грамотного поведения в природе, обучение дошкольников самостоятельно ухаживать за растениями для получения результата. При создании данного проекта мы руководствовались сборником статей «Познавательное развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии», выпущенным издательством «Русское слово» в рамках программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
В рамках данного проекта в каждой группе были посажены семена различных овощных культур. На детских советах в младших и средних группах был выбран лук, в старших и подготовительных группах – перец. Для быстрого и успешного роста любого растения необходимо поддержание оптимальных условий: света, воды, температуры.
В качестве предварительной работы Наши воспитанники вместе с воспитателями и родителями узнали об истории овощных культур, их строении, видах, полезных свойствах, правилах посадки и ухода. Затем дети приступили к практической части: они осмотрели семена, удалили поврежденные, затем посеяли наклюнувшиеся семена перца в пластиковые стаканчики, используя готовую смесь для посева. Ящики с рассадой накрыли пленкой до появления всходов. Наша ботаническая мини-лаборатория разместилась на подоконнике. Ежедневные изменения фиксировались в дневниках наблюдений.
В детском саду и дома с родителями дети изучили книги по садоводству, посмотрели в интернете правила ухода за саженцами перца, спросили совета у бабушек и дедушек. Юные исследователи принялись за работу.
Для каждой группы были предложены различные условия. На детских советах дети решили проверить, как недостаток воды, низкая температура, избыточное количество воды подействует на посевы, и как различные условия повлияют на рост и развитие перца.
Узнав всё необходимое перец разделили на две части: одну часть посадили оптимальные условия, а другую –в неблагоприятные. Проделав эксперименты, юные экологи пришли к выводу, что не соблюдение условий отрицательно сказывается на внешний вид и рост перца.
Увлекшись проектом в одной из групп появился учебно-исследовательский комплекс «ЧУДО-ГРЯДКА», Переносной комплект позволил наблюдать процессы жизненных циклов растений: набухания и проращивания семян, роста корневой системы, стеблей и листьев. Исследовали влияние на них света, тепла, воздуха и воды. Дошкольники получили первый опыт совместной коллективной проектной работы, а также научились анализировать результаты экспериментов. Проводя наблюдение было отмечено, что самый быстрый рост у перцев, выращенных в чудо-грядке. В ходе наблюдений дети закрепили знания о важных условиях для роста растений: земля, свет, тепло и вода.
Дальше, вооружившись теоретическими знаниями и практическими навыками мы решили все вместе: сотрудники, воспитанники и их родители выращивать рассаду в новой теплице на детском огороде нашего сада.
Так стартовал следующий интереснейший проект «детская грядка».
Педагоги объяснили воспитанникам, как подготовить почву в теплице к посеву, семена овощей к посадке на улице, а потом – как ухаживать за всходами. Закипела работа в теплицах. За несколько дней теплица были готова к посадке рассады. Ребята с интересом наблюдают за изменениями, происходящими за всходами.,
Сейчас май. Сотрудники вместе с воспитанниками регулярно поливают рассаду. По мере необходимости, грядки пропалывают, взрыхляют землю. Воспитатели всё время говорят: «Мы делаем – вы нам помогаете. Вы – наши помощники. Вместе мы вырастим отличный урожай».
Теперь наши дети с большим нетерпением ждут, кода созреют наши перцы. Ещё бы! Сколько сил и стараний вложено всеми.
Надеемся, работа в теплицах станет доброй традицией в нашем детском саду!