Алла Машкина
Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 6–7 лет «Водный ксилофон»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 6-7 лет "Водный ксилофон"
Срок реализации: длительный.
Участники проекта:
- Дети 6 – 7 лет старшего дошкольного возраста
- педагоги МБДОУ № 19;
- специалисты детского сада (педагог-эколог, музыкальный руководитель);
- родители.
Разработчики: Музыкальный руководитель МБДОУ № 19
II. Краткое описание инновационного проекта
Наименование инновационного проекта :«Водный ксилофон»
Публикация «Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 6–7 лет „Водный ксилофон“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основная идея инновационного проекта: Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности.
Цели и задачи инновационного проекта.
Цель проекта : создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.
2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. Сформировать понятие детей о звуковых волнах.
4. Изучить влияние разного количества воды в каждом стакане на тон звуков
5. Научиться создавать удивительные мелодии на ксилофоне из бокалов.
6. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.
Планируемые результаты реализации инновационного проекта :
1. У детей сформирован опыт получения знаний в областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.
4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.
5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта : активно участвуют во всех мероприятиях.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта :
Открытый показ экологических праздников "В поисках Волшебницы Воды", "Лаборатория Воды" для музыкальных руководителей и воспитателей города;
- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий,экспериментальной деятельности старших дошкольников в рамках экологического проекта "Водный ксилофон " ;
- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;
- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города
III. Программа реализации инновационного проекта.
Исходные теоретические положения.
Актуальность:
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
ФГОС ДО диктует необходимость обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, развития исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Этот факт подтверждают работы таких ученых, как: Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей; педагогам же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, высота звука, тембр); высоко - низко- теплый- холодный-резкий-глухой и т. д.). Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о материалах (вода, стекло, металл).
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.
Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;
- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;
- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);
- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;
- формирование у дошкольников умения сопоставлять музыкальный инструмент ксилофон и полученный в результате экспериментальной деятельности самодельный ксилофон из бокалов.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- общение в устной форме с использованием специальных терминов,
- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;
- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развитие крупной и мелкой моторики рук;
- становление саморегуляции в двигательной сфере.
Ресурсное обеспечение.
Перечень оборудования:
1. Музыкальные инструменты (ксилофон).
2. Камертон.
3. 7 высоких стеклянных стаканов, бутылок или банок (предпочтительно одинаковой формы и размера);
4. Вода;
5. Пищевой краситель (цвета радуги);
6. Металлическая ложка, деревянная ложка, кувшин.
7. Кувшин
8. Детский столик.
Информационно-техническое обеспечение:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийная установка.
3. Настенный экран
4. Музыкальный центр.
5. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.
6. Аудио запись музыкальных песен из мультфильмов "Жили у бабуси" "Маленькой елочке", и другие
Методическая разработка:
Этапы, сроки и календарный план реализации инновационного проекта
Этапы. Содержание работы. Срок.
I. Подготовительный
- Изучение научно – методических материалов по проблеме опытно – экспериментальной музыкальной деятельности в журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Воспитатель детского сада».
- Знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет.
Обеспечение условий для реализации проекта.
1. Разработка плана и путей реализации проекта.
2. «Копилка знаний» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального экперементирования).
3.. Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.
4. Встраивание опытно-экспериментальной деятельности "Водный ксилофон" в в рамки общего экологического проекта МБДОУ ко Дню Воды (22 марта)
Срок проведения : длительный.
II Основной (практический)
I. Проведение открытых мероприятий cо всеми участниками образовательного процесса.
1. Взаимодействие с детьми
1. Организация и проведение музыкальных занятий, совместной деятельности по примерной тематике:
- «Музыка в науке или наука в музыке»
- «Шумовые звуки и музыкальные звуки»,
- «Характеристики звуков или их свойства» (тембр, темп, регистр, высота)
- «Музыкальные группы инструментов»,
- «Оркестры и их виды»;
- «Какой инструмент воспроизводит звук?»
- «Как музыка влияет на здоровье человека»;
2.- Проведение с воспитанниками МБДОУ № 19 открытых тематических досугов и развлечений:
- "В поисках волшебницы Воды";
- " Лаборатория Воды"
- Квест «Тайна музыкального звука».
3. Инновационные презентации проекта
- Творческая лаборатория «Как музыка влияет на живые и неживые предметы».
- Экспериментальная площадка «Музыкальная память песка и воды»
2. Взаимодействие с родителями
- Проведение Дней открытых дверей, с показом мероприятий по проекту
- Участие родителей в досугах
- Привлечение родителей к изготовлению, сбору атрибутов, предметов для организации музыкальной экспериментальной деятельности
-Оформление папок - передвижек под рубриками "Самодельные музыкальные инструменты дома", "Эксперименты со звуками", "Музыкальные звуки"
- Освещение на сайте детского сада деятельности по реализации проекта.
3. Взаимодействие с педагогами
-Привлечение к участию в музыкальной экспериментальной деятельности.
-Организация музыкальной лаборатории в группах.
- Консультации для педагогов по темам: «Как организовать опытно - экспериментальную музыкальную деятельность в группе»
-Участие в творческой группе по разработке тематического проекта ко Дню Воды.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности "Водный ксилофон"
1. Поручить группе детей, участвующих в эксперименте, выстроить бутылки или стаканы в ряд.
2. Попросить кого-то из них аккуратно ударить по каждому стакану. 3. Спрость ребят: какой звук создается? Все ли стаканы издают одинаковый звук?
4. Предложить детям налить воду в кувшин.
5. Вместе с детьми насыпать в стаканы пищевые красители разного цвета.
6. Предложить ребятам осторожно влить воду в стаканы, убедившись, что у них получается разный уровень воды в каждом стакане.
7. Аккуратно размешать красители в стаканчиках.
8. Попросить ребенка тихонько ударить металлической ложкой (деревяннойложкой либо деревянным молоточком от ксилофона) по стаканам. Какой шум они создают сейчас? Все ли стаканы издают один и тот же звук сейчас?
9. Предложить детям менять тона звуков путем изменения количества воды.
10. Сравнить музыкальный звукоряд водного и настоящего ксилофона.
11. Предложить участникам эксперимента сыграть мелодию! Отрегулируйте необходимый уровень воды путем увеличения или уменьшения количества воды для каждого стакана, чтобы получились музыкальные ноты.
Полученный результат эксперимента:
Когда ваш ребенок стучит по пустому стакану, он создает звуковые волны, которые проходят сквозь стенки стакана. Но когда в стакане появляется вода, то звуковые волны изменяются, так как теперь они должны пройти и сквозь воду. Чем больше воды присутствует в стакане, тем ниже тон звука (ниже нота).