Елена Рубанова
Инновационный проект «Детский сад — Игропарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный инновационный проект
«Детский сад – Игропарк»
(создание комплексной инновационной образовательной модели, направленной на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии)
1. Актуальность
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно уже в дошкольном детстве.
Публикация «Инновационный проект „Детский сад — Игропарк“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает наличие в основной образовательной программе дошкольного учреждения вариативной части, которая разрабатывается самим учреждением с учетом регионального компонента.
В программе "Детство", по которой работает наше ДОУ, региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. Проводя мониторинг сформированности умений и навыков у старших дошкольников по разделу "Дошкольник входит в мир социальных отношений" : формирование представлений о семье, семейных и родственных отношениях, профессиях родителей, мы получили следующие результаты:
30 % детей не смогли назвать профессии родителей, работающих в порту, на железной дороге, а 70% процентов воспитанников не интересуются, чем занимаются на работе их родители.
Большинство детей, мечтают стать врачами, продавцами, полицейскими. Отсутствует разнообразие в выборе профессий.
Результаты тематической проверки по организации сюжетно-ролевой и свободной игры в ДОУ (март 2022г.) показали следующие результаты:
1. Педагогами широко применяются настольные игры (72%, конструктор (68%, а в сюжетно-ролевые игры по профессиям дети большей частью играют, предоставленные сами себе. Мало внимания уделяется организации самостоятельной игровой деятельности воспитанников, индивидуальной работе с ними.
2. У детей не хватает пространства в группе, чтобы развернуть самостоятельную игровую деятельность.
3. Уровень развития игровых умений у старших дошкольников находится на низком уровне. Дети не умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления.
4. Большинство детей (62%) испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действием, представляющим для них интерес.
5. В рамках образовательной программы ДОУ, через игру, педагоги знакомят детей с профессиями взрослых, но теми, которые лежат на поверхности (продавец, врач, парикмахер, водитель, повар, следовательно знания детей в области разных профессий очень примитивны и ограничены. А ФГОС ДО требует воспитывать у дошкольников уважение к людям труда, результатам труда взрослых.
Для решения этой проблемы творческой группой ДОУ был разработан проект «Детский сад - Игропарк». В рамках проекта мы решили шире рассмотреть этот вопрос и направить свою работу на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии. Из-за нехватки педагогических кадров, одна группа в ДОУ не функционирует, поэтому ее оборудовали под Игропарк. Группа служит дополнительным развивающим и образовательным пространством для игровой деятельности воспитанников.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями, видами труда не только расширяет общую осведомленность об окружающем, но является актуальным процессом в современном мире, так как формирует у них элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, которую необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, в том числе игровых.
Мы планируем реализовать инновационный проект «Детский сад – Игропарк», который предполагает организацию образовательного процесса по-другому, не так, как обычно. Весь процесс завязан на игре. Зачастую в погоне за успехами родители и педагоги забывают о том, что жизнь ребенка в дошкольном возрасте – это игра. Они сажают его за парту, водят на кружки. Мы в своем проекте дадим ребенку возможность играть – свободно и в разных направлениях. Не для того, чтобы чего-то достичь, а чтобы наиграться. Часто в детсадах дети все время находятся в одной группе, на одном месте, со своими сверстниками. В нашем детском саду дети не сидят в группе, т. к. мы активно используем технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой (клубный час, волонтерство, социальные акции). Наш проект даст детям еще одну возможность выйти за пределы группы, перемешаться и взаимодействовать с другими воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ. Ведь социализация – умение общаться, устанавливать контакты – формируется, когда у ребенка появляется больше простора для общения. Хорошо, когда в одном детском сообществе есть дети разных возрастов. Поэтому мы открываем границы групп, дети учатся дружить, вместе строить что-то новое, рисовать, создавать, проектировать и потом в созданных мирах играть. Мы будем знакомить детей с миром профессий, подготовив атрибуты, включив интерактивное оборудование, ИКТ (виртуальные экскурсии, пригласим родителей включиться в игровую деятельность и погрузиться в разнообразный мир профессий в процессе сюжетно-ролевых и свободных игр.
В нашем Игропарке будет работать
- «Архитектурно-строительный центр» - архитекторы, инженеры, строители, дизайнеры и др.
- «Оздоровительно-профилактический центр» - врачи разных профессий, массажисты и др.
- «Beauty студия» - стилисты, парикмахеры, модельеры и др.
В дальнейшем мы планируем открыть на базе Игропарка - «Парк развлечений», куда «семья» может сходить и прекрасно провести время, где будет бассейн, кафе, интерактивные игры и вежливые сотрудники разных профессий.
В ходе планирования работы ДОУ по организации ранней профориентации воспитанников возникает ряд противоречий, требующих внедрение новых подходов к построению педагогического процесса и созданию инновационной образовательной модели детского сада :
- с одной стороны, отмечаются возросшие потребности общества и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны, программы профориентации применяются только в старших классах общеобразовательной школы, а в практической работе ДОУ встречается крайне редко;
- с одной стороны, мы пониманием необходимость ранней профориентации, ознакомления детей с различными специальностями, формирование у них желания научиться выполнять трудовые действия представителей различных профессий, а с другой стороны отсутствуют необходимые качественные условия для целенаправленной и систематической работы;
- с одной стороны, в дошкольном возрасте центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей, это важно в социализации личности, с другой стороны - дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названию и некоторым внешним признакам.
На наш взгляд, данные противоречия определяют необходимость разработки новой стратегии управления, поиска вариативных форм организации педагогического процесса в решении поставленных задач по созданию инновационной образовательной модели детского сада, направленной на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста в рамках разработки проекта «Детский сад – Игропарк» и разработку как внутренней, так и независимой системы оценки качества инновационной работы ДОУ.
Актуальность реализации нового комплексного инновационного проекта «Детский сад - Игропарк» так же основывается на том, что игра, являясь ведущим видом детской деятельности и сквозным механизмом развития ребенка дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др., поможет педагогам осуществить деятельностный подход к развитию личности каждого дошкольника и даст возможность саморазвития, самообучения, самовоспитания детей в различных видах детской деятельности, и связана с:
-возможностью воспитания самостоятельного, инициативного, любознательного и творческого ребенка;
-необходимостью дальнейшей организации пространства дошкольного учреждения для проведения сюжетно-ролевых и свободных игр;
-внедрением в образовательный процесс современных игровых технологий деятельностного типа.
Таким образом, вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность и значимость затронутой нами проблематики ранней профориентации детей дошкольного возраста и является обоснованием необходимости нашего проекта.
Тема «Детский сад - Игропарк»
Цель Создание комплексной инновационной образовательной модели ДОУ «Детский сад – Игропарк», направленной на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии.
Задачи 1. Разработать новую стратегию управления инновационной деятельностью, направленную на профессиональную мотивированность педагогов, удовлетворенность всех участников образовательного процесса в системе личностно равноправных отношений.
2. Обеспечить сетевое взаимодействие с социальными партнёрами (образовательными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, предприятиями и организациями п. Врангель).
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс Программу и методические рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.
4. Разработать внутреннюю систему оценки качества и обеспечить внешнюю независимую оценку качества инновационной образовательной модели.
5. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда в рамках реализации Проекта.
Основная идея предлагаемого инновационного проекта Проект предполагает создание в рамках образовательной модели «Детский сад – Игропарк» инновационный модульный комплекс, направленный на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста в системе игровых технологий.
Новизна (инновационность) Совершенствование содержания дошкольного образования с учетом особенностей Приморского края и проблемы подготовки рабочих кадров для НГО; развитие системы сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по данному вопросу.
Практическая значимость Возможность использования педагогами ДОУ НГО и других районов Приморского края разработанного нами комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе профориентированных сюжетно-ролевых игр и форм, предполагающих интеграцию деятельности всех участников образовательного процесса.
Механизм реализации инновации Долгосрочный проект с 2022 по 2025 гг. включает 3 этапа:
1. Организационный (сентябрь 2022г. – август 2023г.)
2. Основной (сентябрь 2023г. – февраль 2025г.)
3. Заключительный (февраль 2025г. – май 2025г.)
Участники проекта Участники образовательных отношений, социальные партнеры - организации и предприятия п. Врангель, г. Находка
Продукт проекта -Программа и методические рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.
-Картотека профориентированных сюжетно-ролевых игр с методическими рекомендациями по реализации в разных возрастных группах
-Авторские разработки сценариев сюжетно-ролевых игр, клубных часов, свободных игр и др.
-Включение родителей в проектно-игровую деятельность ДОУ.
-Помещение, оборудованное мобильными центрами для организации профориентированных сюжетно-ролевых и свободных игр дошкольников.
Этапы реализации
Этапы Мероприятия Результат
Организационный (сентябрь 2022г. – август 2023г.)
- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;
- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям Выявление затруднений педагогов ДОУ в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Разработка профориентированных сюжетно-ролевых игр, тематики клубных часов на основе профессий Приморского края (порт, железная дорога, сельское хозяйство и др.)
Основной (сентябрь 2023г. – февраль 2025г.)
- обеспечение условий для реализации проекта
- разработка дидактических и методических материалов по реализации проекта в разных возрастных группах
- установление социального партнерства с организациями и предприятиями п. Врангель и г. Находка
- реализация проекта Разработка плана методического сопровождения проекта.
подготовка РППС, оборудование центров в Игропарке. Реализация профориентированных сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах ДОУ. Включение родителей в проектно-игровую деятельность
Заключительный (март 2025г. – май 2025г.) - анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ
- мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности Разработка программы и методических рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.
Разработка системы мониторинга эффективности проекта, в том числе мониторинга сформированности социально-игровых предпочтений как показателя допрофессионального самоопределения.
Картотека профориентированных сюжетно-ролевых игр с методическими рекомендациями по реализации в разных возрастных группах
Авторские разработки сценариев сюжетно-ролевых игр, клубных часов, свободных игр и др.
Выступления педагогов на семинарах, конференциях.
Публичный отчет по реализации проекта.
Ожидаемые результаты и планируемые эффекты от реализации проекта :
1. Повышение статуса ДОУ.
2. Формирование у воспитанников представлений о мире профессий, различных видах труда; возрастание интереса к сюжетно – ролевым играм, обогащение сюжета игр.
3. Модернизация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в аспекте ее профориентационной игровой направленности.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики организации сюжетно-ролевой профориентационной игры; создания развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ознакомление дошкольников с миром профессий; партнерского взаимодействия с семьями воспитанников и включения родителей в образовательную деятельность по формированию начал профессионального самоопределения детей; партнёрства с представителями профессиональных сообществ поселка Врангель.
5. Систематизация и обобщение материалов из опыта работы по реализации комплексной инновационной образовательной модели ДОУ «Детский сад – Игропарк».
6. Расширение сети взаимодействия с социально партнерами.
7. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.
Ключевые риски и возможности
№ Наименование риска/возможности Действия по предупреждению риска/реализации возможности
1 Недостаточное оснащение
игровых центров материалом, необходимым для реализации проекта Поиск дополнительного
финансирования через
внебюджетные источники.
2 Отсутствие интереса у социальных партнёров в совместной работе с нами Найти пути решения, заинтересовавшие противоположную сторону:
- реклама предприятия;
- предоставление площадки ДОУ для выступлений и т. п
3 Недостаточный уровень профессиональной
подготовки педагогических кадров по реализации проекта. 1. Профессиональный и
личностный рост педагогов.
2. Повышение уровня квалификации через курсы, проведение мастер-классов, обмен опытом среди педагогов.
4 Отказ педагога работать над инновационным проектом Методическая поддержка,
стимулирование педагога
5 Дополнительная нагрузка на педагогов и воспитанников Корректировка расписания в пределах разумной нагрузки
6 Низкая мотивация участия родителей. Создание ситуации успеха для
каждой семьи.
Оценка качества реализации проекта
(количественный и качественный показатели заполняются по мере реализации проекта)
№ Оцениваемый показатель Количественный показатель Качественный показатель в процентах
1 Степень доступности игрового пространства
2 Количество педагогов, реализующих инновационный проект
3 Количество воспитанников, реализующих инновационный проект
4 Количество родителей, участвующих в реализации проекта
5 Материально-техническое обеспечение (бюджет и внебюджетное финансирование)
6 Современные игровые образовательные технологии
7 Комплекс игровых методических разработок по ранней профориентации воспитанников.
8 Увеличение количества социальных партнеров в реализации проекта
9 Участие в мероприятиях различного уровня по инновационной проблематике
10 Распространение опыта работы по ранней профориентации воспитанников через игровые технологии