Елена Бикмурзина
Инновационный педагогический опыт «Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность выбранной мной темы обусловлена популяризацией здорового образа жизни в современном обществе. С каждым годом все больше и больше людей начинают вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, больше гулять. Этому способствует несколько факторов: во-первых, качество здоровья населения оставляет желать лучшего, это относится в частности к детям дошкольного возраста, дети часто болеют респираторными и вирусными заболеваниями; второй фактор популярности здорового образа жизни – это политический фактор, на сегодняшний момент государство ведет направленческую политику в области спорта, строятся спортивные учреждения (ледовые дворцы, бассейны, спортивные площадки, тренажерные залы, организовываются массовые бесплатные мероприятия, сопряженные со здоровым образом жизни, выделяется дополнительное бюджетное финансирование.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
На мой взгляд, дошкольный возраст является самым оптимальным и благоприятным для формирования устойчивого представления о здоровом образе жизни, ведь помимо того, что у малышей формируются умственные и творческие способности, в этом возрасте до сих пор происходит интенсивный рост, формируется физическое и психическое здоровье, закладывается иммунитет. Важно именно в детском дошкольном возрасте сформировать у ребёнка понятие о здоровом образе жизни, но при этом сформировать у детей это представление не просто как о совокупности освоенных познаний, а заложить в них понимание того, что здоровый образ жизни – это стиль поведения и жизни в принципе.
Также, хочу отметить, что актуальность выбранной мной темы обусловлена дополнительно тем, что формировать данные представления малышей возможно с использованием информационно-коммуникационных технологий. На мой взгляд, это не просто упростит задачу мне как воспитателю, но и поможет детям лучше усвоить полученные знания, ведь использование ИКТ в современных условиях пробуждает в детях интерес и увлеченность процессом обучения, помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, делает познавательный процесс более разнообразным и результативным.
Перспективность опыта состоит в том, что именно использование информационно-коммуникационных технологий в формировании представлений основ здорового образа жизни создают возможность для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, повышения самореализованности, а также формировании модели поведения и стиля жизни, что является важным фактором для подрастающего поколения в нашей стране.
Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта
Данная тема выбрана мной по определенным причинам. Во-первых, формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте, это важный и неотъемлемый этап не только в развитии познавательной деятельности ребенка, но и в формировании здоровья в целом. По мнению Козловой С. А., фундаментом здорового образа жизни дошкольника является отношение ребенка к своему здоровью, а установление отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном дошкольникам уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей.
Конечно же, бесспорным остается тот факт, что основной груз ответственности за здоровье ребенка лежит на родителях, но помочь им в формировании данных основ должны воспитатели, эта система должна функционировать в совокупности. Преимуществом педагога в данной ситуации как раз являются его навыки и возможности использования ИКТ для усиления понимания и процесса познания, эти навыки имеет каждый современный воспитатель, к этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием, все эти требования отражаются в федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Идея применения информационно-коммуникационных технологий в формировании представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста пришла ко мне во время моего непосредственного контакта с детьми. На своих занятиях мы с малышами используем физкультминутки, утром делаем зарядку, выполняем несложные спортивные упражнения, регулярно проветриваем помещение, каждый день у нас по плану прогулки на свежем воздухе, все эти действия мы проговариваем с детьми, я рассказываю им о пользе для здоровья каждого процесса. Но мне показалось, что данных мероприятий недостаточно, чтобы сформировать полноценное представление о здоровом образе жизни, и тогда мне пришла мысль использовать ИКТ для лучшего во приятия данного материала.
В связи с этим, ведущей педагогической идеей моего опыта является разработка и создание методических рекомендаций, с использование ИКТ, при которых формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет наиболее информативным и полезным, поможет сформировать у них правильное представление о ЗОЖ и превратит наши занятия в увлекательное мероприятие. На занятиях дети смогут проявить свою фантазию и творчество, показать свою самостоятельность и спортивные навыки.
Концептуальность
Концептуальность представляет собой выдвижение какой-либо педагогической технологии, которая базируется на определенную научную концепцию. Таким образом, в своей работе я предполагаю сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни, Основная цель состоит в усовершенствовании знаний дошкольников в этом направлении, получении новых навыков детьми, я планирую научить их применять их в повседневной жизни. Основным критерием моей цели является использование ИКТ.
Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, исп. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336
Исходя, из этого, вытекают задачи:
сформировать навыки по различию органов чувств у дошкольников;
дать первоначальные знания дошкольникам о здоровом образе жизни, о ценности здоровья, сформировать желание не болеть;
выработать навыки у дошкольников вовремя сообщать о своем самочувствии взрослым;
сформировать первоначальные представления о полезной и вредной для здоровья человека пище;
сформировать представление о пользе спортивных мероприятий (закаливание, прогулки, плавание, зарядка);
познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма;
привлекать родителей к сотрудничеству в формировании представления о ЗОЖ.
Объект исследования: дети дошкольного возраста. При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Использую следующие принципы организации воспитательно – образовательного процесса : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Свою деятельность реализую через педагогические технологии : личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая, проектная. Также, я в своей работе активно использую информационно-коммуникационные технологии, а именно мультимедийные презентации, с музыкой, движущимися фигурками, яркими картинками, данная совокупность технологий помогает педагогу создать условия для педагогического процесса, а у ребенка вызвать интерес.
Наличие теоретической базы опыта
Для успешной работы с детьми в области Формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ, я изучила труды О. В. Чернега «Здоровый образ жизни дошкольника как социально-педагогический феномен», Л. Ю. Понамаревой и З. И. Тюмасовой «Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность», и применила в работе следующую литературу:
1. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семеновой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
3. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. – М. : Академия, 2004. – 320 с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном образовании – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121с.
5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М. : Медицина, 2003. – 270 с.
Оптимальность и эффективность среды
Для реализации цели и поставленных задач, использую методики и технологии, которые являются структурными элементами целостной системы при формировании представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с использование ИКТ. Основными структурными единицами системы являются:
1. Формирование навыков по различию органов чувств.
Методики: «Мойдодыр» - изучаем органы, «Что изменилось?» - зрение, изучаем глаза, «Нарисуй, что слышишь» - слух, изучаем уши, «Соленое и сладкое» - обоняние и вкус, изучаем рот и нос.
Использование ИКТ: мультимедийная презентация со звуком и видеороликами.
2. Формирование навыков по первоначальному представлению о полезной и вредной для здоровья человека пище.
Методики: «Что лишнее» - определяется что вредное и лишнее, «Вредно – полезно» - дети определяют где полезные продукты.
Использование ИКТ: разработка карточек для игр.
3. Знакомство детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
Методики: «Тянемся к солнышку» - упражнения для рук, «Топотушки» - упражнения для ног, «Старт плавца» - упражнение на туловище, «Кошечка» - растяжка.
Использование ИКТ: демонстрация видеоролика с правильным выполнением упражнений, где главные герои – сказочные или мультяшные персонажи.
4. Выработка навыков у дошкольников сообщать о своем самочувствии взрослым.
Методики: сюжетно-ролевая игра «Айболит».
Использование ИКТ: мультимедийная презентация со звуком и видеороликами.
5. Дать представление о ценности здоровья и общего понятия ЗОЖ.
Методики: «Уроки здоровья» - на занятие воспитатель рассказывает детям о здоровье, спорте, правильной еде.
Использование ИКТ: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, звуковое сопровождение для физкультминутки.
6. Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания.
Методика: Совместная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья», проведение мастер-классов.
Использование ИКТ: специально подобранные звуковые дорожки.
Результативность опыта
С помощью систематической работы по формированию представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с использование ИКТ, я достигла следующих результатов:
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании у детей понятий и знаний о ЗОЖ показало, что каждый ребенок открыт для нового, им интересны новые навыки и знания в данной области, каждый ребенок стремится показать свои умения. Именно ИКТ создают творческую атмосферу в группе, помогают быть более раскованными, развивают инициативу, самостоятельность.
Следует помнить, что формировать у детей представление о здоровом образе жизни необходимо именно в дошкольном возрасте, так как это самый благоприятный возраст для получения и закрепления данных навыков.
Рекомендации по использованию
По практической направленности материалы опыта могут быть использованы в деятельности педагогов ДОО.
Также опыт предоставлен в публикациях на сайте https://www.maam.ru/
Распространяю свой опыт, выступая на различных мероприятиях города и республики:
- В ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования». Выступление «Формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ»
- ГБУДПО «МРИО». Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы».
Доклад «Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ».