Приложение МААМ

Инновационный педагогический опыт «Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Елена Бикмурзина
Инновационный педагогический опыт «Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность выбранной мной темы обусловлена популяризацией здорового образа жизни в современном обществе. С каждым годом все больше и больше людей начинают вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, больше гулять. Этому способствует несколько факторов: во-первых, качество здоровья населения оставляет желать лучшего, это относится в частности к детям дошкольного возраста, дети часто болеют респираторными и вирусными заболеваниями; второй фактор популярности здорового образа жизни – это политический фактор, на сегодняшний момент государство ведет направленческую политику в области спорта, строятся спортивные учреждения (ледовые дворцы, бассейны, спортивные площадки, тренажерные залы, организовываются массовые бесплатные мероприятия, сопряженные со здоровым образом жизни, выделяется дополнительное бюджетное финансирование.

Темочки:

На мой взгляд, дошкольный возраст является самым оптимальным и благоприятным для формирования устойчивого представления о здоровом образе жизни, ведь помимо того, что у малышей формируются умственные и творческие способности, в этом возрасте до сих пор происходит интенсивный рост, формируется физическое и психическое здоровье, закладывается иммунитет. Важно именно в детском дошкольном возрасте сформировать у ребёнка понятие о здоровом образе жизни, но при этом сформировать у детей это представление не просто как о совокупности освоенных познаний, а заложить в них понимание того, что здоровый образ жизни – это стиль поведения и жизни в принципе.

Также, хочу отметить, что актуальность выбранной мной темы обусловлена дополнительно тем, что формировать данные представления малышей возможно с использованием информационно-коммуникационных технологий. На мой взгляд, это не просто упростит задачу мне как воспитателю, но и поможет детям лучше усвоить полученные знания, ведь использование ИКТ в современных условиях пробуждает в детях интерес и увлеченность процессом обучения, помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, делает познавательный процесс более разнообразным и результативным.

Перспективность опыта состоит в том, что именно использование информационно-коммуникационных технологий в формировании представлений основ здорового образа жизни создают возможность для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, повышения самореализованности, а также формировании модели поведения и стиля жизни, что является важным фактором для подрастающего поколения в нашей стране.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

Данная тема выбрана мной по определенным причинам. Во-первых, формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте, это важный и неотъемлемый этап не только в развитии познавательной деятельности ребенка, но и в формировании здоровья в целом. По мнению Козловой С. А., фундаментом здорового образа жизни дошкольника является отношение ребенка к своему здоровью, а установление отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном дошкольникам уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей.

Конечно же, бесспорным остается тот факт, что основной груз ответственности за здоровье ребенка лежит на родителях, но помочь им в формировании данных основ должны воспитатели, эта система должна функционировать в совокупности. Преимуществом педагога в данной ситуации как раз являются его навыки и возможности использования ИКТ для усиления понимания и процесса познания, эти навыки имеет каждый современный воспитатель, к этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием, все эти требования отражаются в федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Идея применения информационно-коммуникационных технологий в формировании представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста пришла ко мне во время моего непосредственного контакта с детьми. На своих занятиях мы с малышами используем физкультминутки, утром делаем зарядку, выполняем несложные спортивные упражнения, регулярно проветриваем помещение, каждый день у нас по плану прогулки на свежем воздухе, все эти действия мы проговариваем с детьми, я рассказываю им о пользе для здоровья каждого процесса. Но мне показалось, что данных мероприятий недостаточно, чтобы сформировать полноценное представление о здоровом образе жизни, и тогда мне пришла мысль использовать ИКТ для лучшего во приятия данного материала.

В связи с этим, ведущей педагогической идеей моего опыта является разработка и создание методических рекомендаций, с использование ИКТ, при которых формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет наиболее информативным и полезным, поможет сформировать у них правильное представление о ЗОЖ и превратит наши занятия в увлекательное мероприятие. На занятиях дети смогут проявить свою фантазию и творчество, показать свою самостоятельность и спортивные навыки.

Концептуальность

Концептуальность представляет собой выдвижение какой-либо педагогической технологии, которая базируется на определенную научную концепцию. Таким образом, в своей работе я предполагаю сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни, Основная цель состоит в усовершенствовании знаний дошкольников в этом направлении, получении новых навыков детьми, я планирую научить их применять их в повседневной жизни. Основным критерием моей цели является использование ИКТ.

Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, исп. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336

Исходя, из этого, вытекают задачи:

сформировать навыки по различию органов чувств у дошкольников;

дать первоначальные знания дошкольникам о здоровом образе жизни, о ценности здоровья, сформировать желание не болеть;

выработать навыки у дошкольников вовремя сообщать о своем самочувствии взрослым;

сформировать первоначальные представления о полезной и вредной для здоровья человека пище;

сформировать представление о пользе спортивных мероприятий (закаливание, прогулки, плавание, зарядка);

познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма;

привлекать родителей к сотрудничеству в формировании представления о ЗОЖ.

Объект исследования: дети дошкольного возраста. При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Использую следующие принципы организации воспитательно – образовательного процесса : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Свою деятельность реализую через педагогические технологии : личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая, проектная. Также, я в своей работе активно использую информационно-коммуникационные технологии, а именно мультимедийные презентации, с музыкой, движущимися фигурками, яркими картинками, данная совокупность технологий помогает педагогу создать условия для педагогического процесса, а у ребенка вызвать интерес.

Наличие теоретической базы опыта

Для успешной работы с детьми в области Формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ, я изучила труды О. В. Чернега «Здоровый образ жизни дошкольника как социально-педагогический феномен», Л. Ю. Понамаревой и З. И. Тюмасовой «Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность», и применила в работе следующую литературу:

1. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семеновой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 76 с.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

3. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. – М. : Академия, 2004. – 320 с.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном образовании – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121с.

5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М. : Медицина, 2003. – 270 с.

Оптимальность и эффективность среды

Для реализации цели и поставленных задач, использую методики и технологии, которые являются структурными элементами целостной системы при формировании представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с использование ИКТ. Основными структурными единицами системы являются:

1. Формирование навыков по различию органов чувств.

Методики: «Мойдодыр» - изучаем органы, «Что изменилось?» - зрение, изучаем глаза, «Нарисуй, что слышишь» - слух, изучаем уши, «Соленое и сладкое» - обоняние и вкус, изучаем рот и нос.

Использование ИКТ: мультимедийная презентация со звуком и видеороликами.

2. Формирование навыков по первоначальному представлению о полезной и вредной для здоровья человека пище.

Методики: «Что лишнее» - определяется что вредное и лишнее, «Вредно – полезно» - дети определяют где полезные продукты.

Использование ИКТ: разработка карточек для игр.

3. Знакомство детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Методики: «Тянемся к солнышку» - упражнения для рук, «Топотушки» - упражнения для ног, «Старт плавца» - упражнение на туловище, «Кошечка» - растяжка.

Использование ИКТ: демонстрация видеоролика с правильным выполнением упражнений, где главные герои – сказочные или мультяшные персонажи.

4. Выработка навыков у дошкольников сообщать о своем самочувствии взрослым.

Методики: сюжетно-ролевая игра «Айболит».

Использование ИКТ: мультимедийная презентация со звуком и видеороликами.

5. Дать представление о ценности здоровья и общего понятия ЗОЖ.

Методики: «Уроки здоровья» - на занятие воспитатель рассказывает детям о здоровье, спорте, правильной еде.

Использование ИКТ: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, звуковое сопровождение для физкультминутки.

6. Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания.

Методика: Совместная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья», проведение мастер-классов.

Использование ИКТ: специально подобранные звуковые дорожки.

Результативность опыта

С помощью систематической работы по формированию представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с использование ИКТ, я достигла следующих результатов:

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании у детей понятий и знаний о ЗОЖ показало, что каждый ребенок открыт для нового, им интересны новые навыки и знания в данной области, каждый ребенок стремится показать свои умения. Именно ИКТ создают творческую атмосферу в группе, помогают быть более раскованными, развивают инициативу, самостоятельность.

Следует помнить, что формировать у детей представление о здоровом образе жизни необходимо именно в дошкольном возрасте, так как это самый благоприятный возраст для получения и закрепления данных навыков.

Рекомендации по использованию

По практической направленности материалы опыта могут быть использованы в деятельности педагогов ДОО.

Также опыт предоставлен в публикациях на сайте https://www.maam.ru/

Распространяю свой опыт, выступая на различных мероприятиях города и республики:

- В ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования». Выступление «Формирование представлений основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ»

- ГБУДПО «МРИО». Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы».

Доклад «Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством ИКТ».

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 22:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт «Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бикмурзина (УИ 1156266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД