Марина Заботкина
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка)
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный образовательный проект :
Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №14 «Боровичок»
• 606443 Нижегородская обл., г. Бор, ул. Энгельса, д. 7 «А»
• Телефон: 8(83159)62122
• Электронная почта: borovichokds@yandex.ru
• Адрес сайта: borovichok14.ru
Публикация «Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка)» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Инновационный образовательный проект :
Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
(вид проекта – информационно – творческий
Продолжительность - долгосрочный)
Авторы проекта :
Заботкина М. В. – учитель-логопед, I квалиф. категория;
Границкас Д. Е. – педагог – психолог, I квалиф. категория.
Городской округ Город Бор
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Пояснительная записка…3
2. Актуальность проекта…. 4
3. Цели и задачи проекта…. 5
4. Стратегия достижения целей и задач проекта…. …6
4.1. Этапы реализации проекта….…. 10
4.2. Процесс создания мультфильма…. 11
4.3. Условия реализации проекта….11
4.4. План реализации проекта…. 12
4.5. Ожидаемые результаты….…12
5. Заключение…13
6. Литература….…14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторы проекта :
Заботкина Марина Владимировна – учитель-логопед, I квалификационная категория;
Границкас Дарья Евгеньевна – педагог – психолог, I квалификационная категория.
Данный проект направлен на развитие познавательной активности, коммуникативных умений, самостоятельности, любознательности и творческой активности детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Проект является долгосрочным, рассчитан для детей 5 – 7 лет. Работа начата в 2019 году, окончание проекта 2021 год.
В основу проекта легла работа с Робот Bee-Bot (умная пчелка) и модулем «Мультстудия «Я творю мир»». Главной идеей проекта является создание детьми банка авторских тематических короткометражных мультфильмов.
В данном проекте Робот Bee-Bot (умная пчелка) служит отправной точкой для создания конечного продукта (мультфильма). Умная пчелка является первым этапом для формирования основ у детей дошкольного возраста программированию. Использование мини - роботов на занятиях дает возможность воспитанникам манипулировать объектами и экспериментировать в реальной ситуации самостоятельно. Также развивает структурированную деятельность, внимание, ориентировку в пространстве, умение работать в группе и предлагает массу возможностей для изучения причинно - следственных связей.
Дальше мы активно включаем в работу модуль «Мультстудия «Я творю мир»». Этот этап позволяет детям с ОНР максимально ощущать себя вовлеченными в общую деятельность, а так же почувствовать себя равноправными партнерами со взрослыми. Мультстудия помогает сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изученного материала, опираясь по принципу слышу-вижу-делаю-запоминаю. Работа с данным модулем поддерживает внимание детей в течение длительного периода времени.
Создание мультфильма становится средством интеграции всех образовательных областей в специфических для современного ребенка видах деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый педагог знает, как непросто построить занятие так, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью. Последние несколько лет в дошкольных учреждениях происходят огромные изменения. Внедрение в педагогический процесс разнообразных материалов, оригинальных технологий, возможности выбора – всё это помогает сделать процесс изучения нового материала (или закрепления старого) как можно интереснее и привлекательнее для ребенка.
Наш проект включил в себя элементы программирования и мультипликации. С помощью которых, мы не только сможем поддержать мотивацию на занятиях детей с ОНР, не только интегрировать современные технологии, познавательную и творческую деятельность, но и помочь ребятам быстрее социализироваться, стать более активными, коммуникабельными, открыть в себе неповторимую индивидуальность. Именно такого человека в наше время хочет видеть общество.
Также, мы считаем, необходимым отметить, что занятия с мультстудией, позволяют закрепить навыки работы с различными изобразительными средствами, формировать художественно - эстетический вкус, привить любознательность к окружающему миру.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательной активности, коммуникативных умений, посредством программирования и анимационной деятельности детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Развитие ориентировки в пространстве;
2. Развитие внимания и наблюдательности;
3. Развитие познавательной активности;
4. Формирование основ программирования;
5. Развитие творческого мышления и воображения;
6. развитие интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
7. Развитие способности к речевой оценке процесса и результатов собственной деятельности.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Педагоги и специалисты, работающие с детьми с ОНР, часто встречаются с низкой мотивацией к какой либо образовательной деятельности. Это, несомненно, является серьезным препятствием в процессе коррекции нарушений развития.
Проанализировав разные подходы и методы, по решению данной проблемы, мы пришли к выводу использовать технологию создания мультфильмов как увлекательное для детей средство развития познавательной активности и что для нас не мало важно - коммуникабельности. Предварительно нами было принято решение, что таким средством стала «Умная пчелка Робот Bee-Bot».
В процессе работы мы с ребятами решили сделать многофункциональный коврик с кармашками, в которые вставляются в соответствии с пройденной лексической темой. Таким образом – эти тематические игровые коврики, позволяют придумать Пчелке всевозможные приключения.
Благодаря работе с ней мы детально в игровой форме смогли закрепить, ранее изученный материал по определенным лексическим темам. Ребята совершенствовали навыки ориентировки в пространстве, как индивидуально, так и в паре, давая друг другу инструкции движения пчелки. Знакомились с буквами (звуками, счетом, научились легко автоматизировать в речь поставленные звуки. Дети с легкостью могут пересказывать и составлять рассказы.
Данный этап в проекте, стал начальным, для создания короткометражных тематических мультфильмов.
Следует отметить, что перед тем, как начать снимать мультфильм, необходимо провести ряд занятий, знакомящих детей с искусством мультипликации, его историей и образцами, показать детям мультфильмы, выполненные в разных техниках, и вместе обсудить их. Содержание, обязательно, должно соответствовать возрастным особенностям развития детей.
После мы приближаемся к моменту создания видеоряда, для этого мы начинаем более подробно знакомиться с самим устройством мультстудии, с принципом его работы. Рассказываем детям для чего нужна веб-камера, как работать мышью и другие тонкости. Как правило, воспитанники стараются в этот момент быть максимально внимательными.
Начинается основной этап. Выбор сюжета мультфильма одно из увлекательнейших моментов.
Просмотр мультипликационных фильмов с образцами правильной речи в соответствии с лексическими темами, - неотъемлемая часть этапа разработки сюжета, а детям с общим недоразвитием речи необходимо обязательно слышать эталон правильной речи и приближаться к нему.
Ребята сами вступают в межличностное общение, предлагают, обсуждают, отвергают, делают выбор.
Данный этап ценен не только как просто коммуникация,
а именно, анализ межличностного общения в группе.
Педагог-психолог на основе наблюдения, может определить,
какую роль занимает конкретный ребенок среди сверстников.
Что поможет в дальнейшем при следующих этапах.
После того, как выбран сюжет и утвержден сценарий, приступаем к созданию персонажей. Заранее обговариваем технику анимации, которую будем использовать. Педагоги могут выбрать её по собственному усмотрению, но лучше, если дети что-то предложат сами. Выбираем действующих персонажей, обговариваем их особенности, характер и т. п.
Затем наступает черёд непосредственного создания персонажей. На практике, в основном дети останавливаются на пластилиновых и лего-персанажах. Здесь, конечно, могут предложить свою помощь педагоги, натолкнув на новые варианты персонажей и техник.
Приступаем к съёмочному процессу - покадровой съёмке каждого движения персонажа, согласно сценарию.
Запись звука производится с помощью компьютера с использованием программы звукозаписи. Для этого актёрам необходимо выучить текст наизусть, если того требует сценарий, и прочитать текст как можно более выразительно и громко и сохранить как звуковой файл.
На этом этапе, мы привлекаем родителей,
которые дома с ребенком отрабатывают его реплики.
Также возможности текст можно начитывать в микрофон. Сохранённые снимки и звукозаписи добавляются в специальную компьютерную программу, каждый на свою дорожку, и монтируются в готовый фильм.
Стоит отметить, что в процессе съемки мультфильма, двигаясь от составления сценария и разработке персонажей, до озвучивания и организации просмотра мультфильма дети с педагогами проходят большое количество этапов. Педагогам это позволяет в зависимости от этапа реализации проекта ставить разные коррекционно-образовательные задачи и в интересной для детей форме их решать.
По окончанию работы над мультфильмом начинается премьерный показ своего творения с последующим обсуждением увиденного.
4.1. Этапы реализации проекта
1-й этап - «Предварительная работа» - включает в себя знакомство детей с роботом Bee-Bot (умная пчелка). Дети узнают как программировать маршрут перемещения робота по карте для решения какой-либо игровой задачи. Например, это может быть сортировка овощей и фруктов, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. д. Одновременно с этим ребята практикуются в счете, оценке, совершенствуют ориентировку в пространстве, расширяют словарный запас по всем лексическим темам, учатся выполнять последовательность команд и алгоритмов, исследуют азы программирования.
2-й этап беседа с детьми «Тайны мультипликации». На данном этапе происходит накопление опыта, дети рассказывают о своих представлениях в создании мультфильма, и наша задача заключается в том, чтобы дать более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, побудить детей к желанию их создавать.
3-й этап «Знакомство детей с модулем «Мультстудия «Я творю мир»
Включает в себя знакомство с устройством и работой фотоаппарата, компьютера, основными правилами пользования и правилами по технике безопасности.
4-й этап - «Разработка сюжета». На четвертом этапе, разработки сюжета, записываются любые варианты сюжета, проговаривают вместе с детьми возможные варианты завязки, развития и развязки. Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в написании сюжета мультипликационного фильма.
5-й этап «Озвучивание». Данный этап проводится в мультипликационной студии совместно с руководителем мультипликационной студии и музыкальным руководителем. Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, учатся выразительно говорить и озвучивать своих героев. Для развития дикции и владения голосовым аппаратом дети выполняют артикуляционные упражнения проговаривают чистоговорки, все это помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. При озвучивании мультипликационного фильма мы стараемся использовать правильную речь, что предполагает ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, контроль звукопроизношения, интонацию, эмоциональное сопровождение. Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.
6 – й этап – «Заключительный». Показ готового продукта. Обсуждение.
4.2. Процесс создания мультфильма
Сам процесс создания мультипликационного фильма можно разделить на следующие этапы:
1. Подбор материал для сценария;
2. Выбор анимационной техники;
3. Изготовление фонов и персонажей;
4. Съемка короткометражного мультфильма;
5. Озвучивание;
6. Показ готового мультфильма.
4.3. Условия реализации проекта
Материально – техническое обеспечение проекта :
Для реализации проекта необходимо наличие специально оборудованного кабинета (в МАДОУ д/с №14 «Боровичок» таким кабинетом является STEM-лаборатория).
Оборудование учебного кабинета:
• комплект мебели для обучающихся (столы, стулья);
• комплект мебели для педагога;
• материалы и инструменты.
Технические средства:
• Оборудование (ширма, декорации, web-камера, микрофон);
• Программное обеспечение;
• Научно - методическое обеспечение;
• Ноутбук;
• Настольная лампа;
• Канцелярские товары (пластилин, флис, липучки, клей, бумага, карандаши, краски);
• Конструктор Лего и др. ;
• Мультимедийный проектор.
4.4. План реализации проекта
Ниже приведена таблица мультфильмов в соответствии с лексическими темами которые запланированы на учебный год.
№
Лексическая тема
Мультфильмы
1 «Осень» «Мышонок и красное солнышко»
2 «Мой любимый город Бор» «Город Бор»
3 «Овощи» «Веселый огород»
4 «Фрукты» «Мешок яблок»
5 «Насекомые» «Стрекоза и муравей»
6 «Грибы» «Под грибом»
7 «Ягоды» «Дудочка и кувшинчик»
8 «Дикие и домашние животные» «Волк и семеро козлят»
9 «Животные и птицы севера» «Сказка о пингвиненке»
10 «Одежда» «Золушка»
11 «Обувь» «Храбрый портняжка»
12 «Зима» «Что такое зима?»
13 «Мебель» «Три медведя»
14 «Посуда» «Федорино горе»
4.5. Ожидаемые результаты
Результативность образовательной деятельности определяется следующими критериями:
• Дети на конечном этапе проекта хорошо ориентируются в пространстве;
• Владеют первичными навыками программирования;
• Ребенок эрудирован, ценностные ориентации разнообразны, постоянно стремится к знаниям;
• Детьми освоены начальные технологии создания мультипликационного фильма;
• Воспитанники самостоятельно оценивают свою творческую продукцию, выносят критические замечания, вносят корректировки;
• Способны на каждом этапе решить круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков;
• Происходит совершенствование навыков общения, сформировано умение работать в группе;
• Используют вербальные и невербальные средства общения, владеют монологической и диалогической речью, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, распределяют роли и т. д.).
Перспектива
В результате реализации проекта планируется :
Создание медиатеки детских тематических короткометражных мультфильмов (запись на носитель);
Демонстрация мультфильмов детям старшего возраста групп ДОУ;
Трансляция их на сайте ДОУ и в социальной сети на страничке ДОУ.
5. Литература
1. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Амочаева И. В. : Образовательный модуль «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР”. Учебно-методическое пособие;
2. Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. Мультстудия «Я творю мир» Методические рекомедации, Москва, 2018.
3. Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. Мультстудия «Я творю мир», Инструкции в вопросах и ответах. Москва, 2018.
4. Мультстудия «Я творю мир». Программное обеспечение – CD- диск.
Ресурсы интернета:
1. Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми"
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643088/
6. Заключение
Таким образом, использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР даёт нам новые возможности и способы продуктивной логопедической и психологической работы.
Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов. Мультстудия и внедрение пчелки Bee-Bot делают коррекционную работу более интересной для дошкольников, более продуктивной и эффективной для педагогов.
Также данный проект помог объединить вокруг себя всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.