Светлана Кузнецова
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ (мой опыт работы в данном направлении).
Актуальность: развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в работе педагога по повышению качества дошкольного образования.
Цель: обеспечение реализации инновационных стратегий, функционирование инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования.
Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается,идет в ногу со временем и ищет новые пути развития и образования детей.
Публикация «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Понятие "инновация" мы можем расшифровать как нововведение. Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса. Традиционное же образование - это деятельность, которая обеспечивает стабильность всего образовательного процесса.
Технология - это целенаправленный процесс (алгоритм действий, после выполнения которого получается какой - либо результат.
Таким образом, инновационная педагогическая технология - это конкретный способ действий педагога, вносящий целенаправленные изменения в образовательную деятельность и дающие возможность получить определенный педагогический результат (знания, умения и навыки детей).
Виды инновационных педагогических технологий:
а) здоровье сберегающие технологии
б) технология проектной деятельности
в) технология исследовательской деятельности
г) информационно - коммуникационные технологии
д) игровые технологии
е) технологии нетрадиционного рисования
ж) технология интегрированного обучения
а) Здоровье сберегающая технология направлена на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Она может быть направлена на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды.
В работе с детьми мы внедряем дыхательные упражнения Стрельниковой. Используем и другие виды дыхательных упражнений, а также пальчиковую, артикуляционную, ортопедическую виды гимнастик; динамические паузы; рефлекторный массаж ладоней и стоп ножек; разминки для глаз. Всё это актуально на сегодняшний день. Обучение здоровому образу жизни реализуем также и через коммуникативные игры, сказкотерапию, логоритмику и физкультурные занятия. С культурой здоровья знакомим и в ходе образовательной деятельности.
б) Реализация какого - либо проекта в д/с должна идти нога в ногу, с детьми, родителями и педагогом, в совместном сотрудничестве друг с другом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Таким примером у нас была экологическая кампания в рамках международного интернет - проекта "Весна идет!" Родители вместе с детьми фотографировали прилет аистов, стрижей, ласточек и кукушек в Калининградскую область. Мы с детьми, в свою очередь, также наблюдали возвращение этих птиц из теплых краев птиц на территории д/с. Плюс ко всему, на протяжении марта - мая, мы изучали особенности этих птиц, отображали их в изобразительной деятельности, разучивали игры и упражнения с использованием, именно, этих пород птиц. По окончании срока были высланы все сведения по сбору информации на сайт Экологического центра нашего города. Особенно, хочется отметить, увлеченность родителей этим проектом. Они высылали не только фото, но и видеоотчеты.
в) Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решать. При этом, подобно ученому, мы проводили исследования и ставили эксперименты. Одними из первых опытов наших детей, конечно же были наблюдения за таянием снега и льда.
г) Информационно - коммуникативные технологии получили свое естественное развитие в наш "продвинутый век". Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Анимационные картинки, познавательное видео, обучающая презентация позволяют сделать образовательную деятельность более привлекательной, насыщенной и выигрышной по сравнению с классическим занятием. В младшем возрасте, к примеру, мы начали путь со сказки "Колобок". В данном случае можно не только использовать лепку во время стандартного занятия, а совместить изготовление любимого героя с вечерним просмотром мультфильма.
д) Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС теперь всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. Организация интересных занятий в форме игр - путешествий, либо получение почтовой корреспонденции от сказочных героев с выполнением игровых упражнений способствует приобретению детьми, не только знаний, но и опыта. Данная работа актуальна в наши дни, когда из жизни ребенка постепенно уходит общение. Это помогает общению, не только в коллективе, но и развивает быстроту реакции, смекалку и другие качества, так необходимые ребенку уже в дальнейшей жизни.
е) Технология нетрадиционного рисования на сегодняшний день является прерогативой творческого развития ребенка. Ребята учатся действовать не по шаблону, не по образцу, а именно так, как велит им сердце. Это способствует развитию творческого начала в детях, воображению, фантазии, проявлению инициативы, развитию самостоятельности, развитию мелкой моторики. На начальном этапе можно предложить технику отпечатывания пальчиком. В более старшем возрасте можно использовать смешанную технику традиционных приемов с нетрадиционными. Работа с необычными материалами позволяет ощутить детям незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.
ж) Технология интегрированного обучения раздвинула границу возможностей педагога на сегодняшний день и позволяет решать комплекс задач из разных областей в одном занятии. Так, решая задачи познавательного и социально - коммуникативного развития, мы можем включать в деятельность детей и задания по речевому развитию, по ФЭМП, использовать продуктивную деятельность, организуя музыкальное сопровождение, подвижную игру и логоритмические упражнения.
В заключении, подводя итог, всему выше сказанному, можно сделать следующий вывод. Мы не можем говорить о роли какой - то самой главной одной технологии, они все важны и актуальны в настоящее время. Поэтому, необходимо п возможности, использовать их в своей повседневной работе с детьми и выстраивать образовательную деятельность, используя множество технологий, варьируя их между собой. Тогда деятельность детей будет много функциональна, интересна и запоминающейся для них. И придя в школу, они уже будут иметь определенный опыт. ребенку будет легче жить и учиться в дальнейшем. Благодаря этим инновациям в дошкольном детстве, он вырастет творческой и всесторонне развитой личностью.