Людмила Юдина
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой». В музыкальное обучение основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой.
Публикация «Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников,» размещена в разделах
Наиболее значимые задачи и цели:
-создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
-создание условий для спонтанных творческих проявлений;
-помощь в формировании внутреннего мира самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Сегодня мы говорим о том, что новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
-способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению
-выразительности интонации: речевой, пластической, инструментальной чувства
-ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
-умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое.
-палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, художественно-изобразительной деятельности
-радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,
«Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
В технологиях этих методик очевидны:
-тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности
-идеи элементарного музицирования К. Орфа
-техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания
-предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая:
-игру на детских музыкальных инструментах,
-танец,
-импровизированное движение под музыку,
-импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике:
-Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
-развития коммуникативных навыков
-работы над ощущением формы
-развития двигательной координации
-развития чувства ритма.
-Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) :
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
-Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) :
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления.
Пальчиковые игры
-развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
-предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
-повышают общий уровень организации ребёнка.
-направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Игры звуками:
В работе с этими играми условно выделяются следующие направления:
-звучащие жесты и музыка моего тела
-шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
-Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с примарными инструментами развивает
-тонкость восприятия
-ассоциативность
-художественность
-тембрслух
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
-удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения
-дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность
-удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению
-музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.