Наталья Антонюк
Аукцион педагогических идей «Экологический бум. Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 29 городского округа города Райчихинска
Аукцион педагогических идей
«Экологический бум»
Разработчики:
Логвинова Юлия Сергеевна,
воспитатель первой квалификационной категории;
Бронникова Наталья Викторовна,
воспитатель
2017 г.
Публикация «Аукцион педагогических идей „Экологический бум, Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников“» размещена в разделах
Цель: Обобщение опыта работы педагогов по теме «Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях ФГОС».
Задачи:
- активизировать педагогов к созданию условий для работы по экологическому образованию в своих возрастных группах, созданию фонда методического и наглядно – иллюстрационного материала;
- расширить знания педагогов о формах работы по экологическому образованию с детьми;
- вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического образования и применять их в практической деятельности.
- выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми;
Материал: альбомы, настольные игры, дидактические игры, календари природы, картотеки прогулок, дневники наблюдений, образцы, приборы для исследования, макеты, методическая и художественная литература по теме «Экология».
Ход аукциона:
Вступительное слово:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше и богаче.
В наше время проблема экологического образования вышла на первый план. Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принёс и приносит вред природе, когда – то был ребёнком. Вот почему так велика роль педагогов в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста.
В своей работе по экологическому образованию детей наши педагоги используют различные формы и методы. Внедряют инновационные подходы, предполагающие взаимосвязь различных видов деятельности детей, с которыми мы сегодня вас и познакомим.
А теперь представляем вашему вниманию
Лот № 1 «Дидактические игры»
Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Д. И. «У кого – кто?»
Д. И. «Что нужно для посадки и роста комнатных растений?»
Д. И. «Большой – маленький»
Д. И. «кто что делает?»
Д. И. «Чей хвостик?»
Представляем вашему вниманию авторскую разработку Муравиковой Е. И., воспитателя 2 младшей группы, дидактическая игра «Времена года и их признаки». Как представлено на слайдах, игра разбита на четыре блока по временам года – зима, весна, лето, осень. Дети могут самостоятельно без помощи воспитателя создать свой сюжет, прикрепляя отдельные элементы на фланелевый фон.
Лот № 2 «Календарь природы»
Он является методическим игровым пособием. Создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.
Для ведения календаря погоды необходимы специальные приборы, позволяющие получить объективные данные:
- уличный термометр;
- компас;
- барометр-анероид (этот прибор показывает не только атмосферное давление, но и влажность воздуха);
- флюгер (для определения направления ветра);
- осадкомер.
Главное условие ведения дневника погоды – запись показателей в одно и то же время.
Лот № 3 «Картотека»
Система, набор карточек - носителей информации, размещенных в определенном порядке. Представляем картотеку прогулок, картотека наблюдений, игр по экологии.
«Картотека прогулок»;
«Картотека дидактических игр по экологии»;
«Картотека словесных дидактических игр по экологии»;
«Картотека опытов и экспериментов».
Лот № 4. «Экологические альбомы».
Это подбор различного материала на определённую тему, собранный в альбом и выполняющий основные задачи. Данное пособие предназначено для использования в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром; в речевой деятельности; обмене информацией, впечатлениями, при уточнении представлений о природе с помощью слова. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности и гуманный характер. А так же пособие может служить демонстрационным материалом.
«Кто живёт в тайге»;
«Берегите лес»;
«Кто живёт в лесу»;
«Водоёмы»;
«Солнышко лучистое»;
«Времена года»;
«Белая берёза под моим окном»;
«Комнатные цветы»;
«Здравствуй, весна – красна».
Хотим представить вам альбом «12 месяцев». Этот альбом разделён на 12 месяцев. По каждому месяцу педагог проводит беседу с детьми, загадывает загадки, знакомит с народными приметами, проводит наблюдения и отмечают их в календаре природы, рисуют, работают со схемами. К этому альбому прилагаются маски для детей на каждый месяц года, при помощи которых педагог с детьми может играть.
Лот № 5 «Литература для детей»
Художественная, познавательная, развивающая, методическая литература (энциклопедии, книги с заданиями.
Дети знакомятся с произведениями поэтов и писателей России и разных стран.
Чтобы ознакомить детей с миром животных, можно почитать детям произведения Евгения Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про зайчат», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Зверята» и т. д.
Сказки Владимира Сутеева – уникальное явление, ведь они будут интересны и познавательны и крохам, и детям постарше, главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке, например «Под грибом», «Три котенка», «Капризная кошка», «Знаменитый утенок Тим» и т. д.
Не менее увлекательны для детей сказки Корнея Чуковского «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце», «Айболит».
Сказки, рассказы, и басни Льва Толстого написанные в прозе познакомят детей с миром и животных и природы, например «Волк и журавль», «Воробей и ласточка».
Виталий Бианки написал более 30 сказок о природе ( н-р: «Как лис ежа перехитрил», «Зеленый пруд»).
Произведения Самуила Маршака знакомят детей с животными и природой («Двенадцать месяцев», «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Отчего кошку назвали кошкой», «Где обедал воробей?».
Произведения Михаила Пришвина, познакомят ребят с миром природы «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Этажи леса», «Говорящий грач», и т. д.
Лот № 6. «Экологические сказки».
Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе и опираясь на мнемотаблицы. Так же сказки могут сочинить и родители вместе с детьми.
«Экологические сказки о растениях»;
«Экологические сказки о воде»;
«Экологические сказки о мусоре»;
«Экологические сказки о грибах»;
Развивающая сказка «О чём говорили месяцы»;
Книга сказок, сочинённые родителями «Лишь волшебные цветы достойны женской красоты».
(Чтение сказки про одуванчик).
Лот № 7 «Исследовательская деятельность»
Главной целью поисково – исследовательской деятельности является развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Мы подобрали целую коллекцию наборов для экспериментов «Профессора Эйна», каждый набор включает в себя инструкцию и описание опытов.
«Эффекты звука»;
«Исследование космоса»;
«Эко – переработка»;
«Загадки погоды»;
«Пурпурный Аметист» (выращивание собственных кристаллов).
Лот № 8. «Макеты по экологии».
Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм. Представленные макеты используются как наглядный материал, для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. Благодаря им, внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. Они способствуют, в первую очередь, формированию осознанного отношения детей к природе. Данные макеты мобильны и пополняемы в соответствии с поставленными учебными задачами.
Макет «Животные пустыни»;
Макет «Птичий двор»;
Макет «На дне океана».
Макет «Животные жарких стран». Он изготовлен из картонной коробки, обклеен цветной плёнкой, задний фон – картина, изображающая природу жарких стран. Внутри располагаются животные и растения. Данный макет используется как игровой материал и как наглядный.
Лот № 9 «Дневники наблюдений»
Существует несколько видов дневников:
1). Дневник наблюдения за погодой – это календарь, в котором расписаны по дням факторы, определяющие изменения в окружающем мире:
- температура воздуха;
- сила и направление ветра;
- влажность;
-облачность;
- атмосферное давление.
2). Дневник наблюдений за насекомыми, с помощью которого дети наблюдают за насекомыми и раскрывают ряд интереснейших биологических явлений и вместе с тем показывают, кого среди обитателей сада и огорода следует считать нашими «друзьями», а кого — «врагами», вредителями зеленых насаждений.
3). Дневник наблюдений за птицами, благодаря которому у детей формируются представления о птицах, о заботе человека о них, учатся узнавать их по внешнему виду.
Лот № 10 «Интерактивная игра»
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения, приобретения и усвоения определенного опыта. Одним из приоритетных направлений применения интерактивной игры можно обозначить познавательное развитие дошкольников.
Мы представили вам формы работы по экологическому образованию и надеемся, что вы отметили для себя инновационные подходы для создания условий в работе по экологическому образованию в своих возрастных группах.
И хотим завершить семинар такими словами:
«Берегите землю!» (М. Дудин)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
«Давайте вместе Землю украшать» (Е. Смирнова)
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
А наша с вами задача – научить наших воспитанников любить и беречь природу!
Спасибо всем за внимание! А сейчас вы можете пройти и посмотреть весь представленный материал!