Киселева Наталья Викторовна
Инновационные подходы используемые в развитии детей в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я использую разные подходы к развитию детей,ну сегодня хочу вам рассказать о инновационных подходах.
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений.
Публикация «Инновационные подходы используемые в развитии детей в ДОУ,» размещена в разделах
Самым важным в своей работе считаю применение здоровьесберегающих технологий. С помощью них я формирую у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также способствую развитию знания умений и навыков необходимых для поддержания собственного здоровья. Систематически провожу спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утреннею гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, релаксацию под музыку, прогулки, спортивные игры, закаливание, водные процедуры. Для проведения занятий и режимных моментов мною используется нетрадиционное физкультурное оборудование и дидактические пособия, изготовленные своими руками.
Наш детский сад реализует региональные проекты «Дошкольником о родном крае», «Здоровый дошкольник», «PRO –чтение». Совместно с детьми мы принимаем участие в работе над проектами. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Формывзаимодействие ссоциальными партнёрами экскурсии в библиотеку,пожарную часть,музей,газопровод,пекарню,парикмахерскую,фок,бассейн. эливатор. С детьми организовываем выставки игры занятия,литературныевикторины,праздники, дидактические игры, конкурсы рисунков,конкурсы чтецов.
В век инноваций и компьютеризаций не обойтись без информационных технологий в работе с детьми. Преподносимую информацию дети усваивают намного эффективнее. Использование ИКТ позволяет не только обогащать знания, используя компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
В своей работе я применяю мультимедийные технологии в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Я создаю фильм, презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей.
Детям дошкольного возраста свойственно познание нового не изведанного, поэтому познавательно-исследовательская деятельность входит в структуру моей работы. Активным участником экспериментальной деятельности выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты, закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Эксперименты проходят в форме игры,например «Как работает термометр»,«Звезды движутся по кругу», «Может ли растение дышать»,«Свет и тень», «Игры с песком». И различные наблюдения.
Необходимо отметить, что владение коррекционными развивающими технологиями целесообразно и необходимо для работы педагога, который работает с любой категорией детей. Целью коррекционных технологй является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. В режимных моментах (во время приёма пищи дневного сна) часто использую такие формы как сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.
Сначала я читаю детям сказку, а затем мы вместе её анализируем: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т. д. адаптированной под конкретную проблему человека. • Создание ребенком собственной сказки, в которой он описывает свою проблему и находит способы ее решения мы обыгрываем с помощью кукольного театра.
На психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие можно влиять с помощью цвета. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Это и является принципом цветотерапии. Положительное воздействие цвета учитываются при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования. Я использую такие игры и упражнения, как «цветные физкультминутки»,«Ощущение цвета»,«Мою руки»,«Желтая песенка»,«Покрывала Феи», «Разноцветный дождик»,«Зажги радугу».
Конечно же применяя в работе инновационные технологии я всегда использую личностно-ориентированный поход, создавая партнёрские отношения между ребёнком и воспитателем. Осуществляя индивидуальный подход к детям, моей задачей является не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. который рассматривается как один из важнейших принципов развития. В нем нуждается каждый ребёнок без исключения. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Особое внимание в образовательном процессе уделяю игровым и развивающим технологиям, которые дают дошкольникам новые социальные знания, активизируют самостоятельность и инициативу ребёнка, его творческие способности, учат гуманности общения, толерантности, самостоятельно выражать своё мнение, решать проблемы в результате анализа своих действий. Использую проблемные ситуации, пространственное моделирование, технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей через игры «Цветные дорожки», «Палочки Кюизиньера», «Блоки Дьенеша».
Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе.
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехники.
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов».
Я использую в работе мнемотаблицы, мнемодорожки можно для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
-при заучивании стихов.
-при заучивании цифр.
Сравнительно недавно мы стали применять синквейн как метод развития речи дошкольников. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
…
Также в работе по развитию речи я применяю метод синквейн.
Синквейн, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: можно представить условными обозначениями в виде ё лочки:
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово-предмет
• вторая строка – два слова-признака, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три слова действия,рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. В работе с детьми мы составляем синквейны по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Ещё одним из методов развития связной речи является «Метод интеллект-карт”, переводится "карты ума". Актуальность этого метода состоит в простом запоминании информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление. Они идеально подходят для планирования.
Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи. Для составления интеллект – карт я использую определё нные требования:
• Для создания карт дети используют только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
В дошкольном возрастекогда появляется способность к творческому решению проблем,уместно использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данный метод успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
В работе с детьми я использую методы ТРИЗ в различных играх например: “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”, “Черное-белое” “Наоборот” или “перевертыши”.Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Особое внимание в образовательном процессе уделяю игровым технологиям, которые дают дошкольникам новые социальные знания, активизируют самостоятельность и инициативу ребёнка, его творческие способности, учат гуманности общения, толерантности. Активно использую технологии проектного образования, информационно-коммуникативные технологии. Использую проблемные ситуации, экспериментирование, пространственное моделирование, технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей через игры «Цветные дорожки», «Палочки Кюизиньера», «Блоки Дьенеша».
Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи.
Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.
Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Проблему я решаю так, предлагая родителям информацию на носителях с занятиями для закрепления того же материала дома. Таким путем, ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. Такую практику я распространяю и на детей, по состоянию здоровья не посещающих детский сад.