Наталья Чупрова
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ НАО «Детский сад п. Красное»
РАЗДЕЛ 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ» размещена в разделах
Свою профессиональную деятельность воспитатель осуществляет в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении НАО "Детский сад п. Красное", расположенном в Ненецком автономном округе п. Красное ул. Пролетарская, д. 11.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 18 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов", листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%, любящим детей (95%, но и владеть инновационными технологиями (80%). 70% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Актуальность опыта
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.
Как отмечают В. А. Сластенин, Л. С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опытазаключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2018 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2016 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2016 г. - март 2018 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 2018 г. - май 2018 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает : создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
семинары-практикумы;
творческиемикрогруппы;
повышение квалификации;
работа в едином образовательном пространстве;
эстафета передачи педагогического мастерства.
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.
При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
носят опережающий характер;
обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.
РАЗДЕЛ 2
Технология описания опыта
Постановка цели и задач деятельности.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;
создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
индивидуальный подход;
практическо-деятельностный подход;
системный подход.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1) :
Таблица 1
Основные направления работы с педагогами
№ направление содержание
1 Диагностика компетентности Наблюдение за деятельностью педагогов;
Тестирование и анкетирование;
Коллективные наблюдения;
Экспресс-опросники педагогов и родителей;
Самоанализ деятельности
2 Практическая Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)
3 Координационная Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ
4 Организационная Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;
Организация курсовой переподготовки;
Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе
5 Мотивирующая Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)
Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).
Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить в электронном виде "Паспорт педагога", отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Паспорт позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами :
проектная деятельность;
мастер-классы;
творческие площадки;
банк инновационных идей;
педагогическая "копилка" мастерства;
стажерские площадки;
педагогический ринг;
дебаты;
симпозиумы.
Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)
Таблица 2
Инновационные методы работы с педагогами
№ форма характеристика
1 Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные" Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности
2 Педагогический мастер-класс Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта
3 Ярмарка педагогических идей Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами
4 "Вечер вопросов и ответов" Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.
5 "Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма) Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников
6 "Педагогический КВН" Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения
7 "Методический мост" Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания
8 "Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации) Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"
В качестве методов организации работы старшего воспитателя с педагогами выступали :
активные;
имитационные и неимитационные;
игровые и неигровые;
методмодерации, позволяющий создавать коллегиальную обстановку, когда решение конкретной задачи осуществляется в процессе работы;
технология открытого пространства, когда каждый участник активно включен в процесс, в результате создается возможность сотрудничества и осуществляется обмен идеями;
методSWOT - анализ слабых и сильных сторон; данный метод применялся на отдельных педсоветах и "Вечерах вопросов и ответов", когда определялись вопросы для обсуждения, коллектив при этом делился на подгруппы по принципу случайной выборки;
метод кейсов применялся во время проведения ситуационной деловой игры и позволял воссоздать условия и динамику образовательного процесса;
метод конкретных ситуаций включал в себя ситуации-иллюстрации (описание конкретных случаев из практики, ситуации-упражнения (составление плана конспекта, заполнение таблицы по усвоению воспитанниками определенного раздела программы и т. д.); ситуации-оценки (анализ разрешенной проблемы); ситуации-проблемы (разрешение конкретных случаев из практики).
Подобранная система инновационных методов работы с педагогами позволила сплотить коллектив и привела к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ.
РАЗДЕЛ 3
Результативность опыта
На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 40%);
рост активности в подготовке различных методических мероприятий (55%);
курсовая подготовка за три года увеличилась на 60%;
увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (100% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Библиографический список
1. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. - М. : Сфера, 2014. - 128 с.
2. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.
3. Давыдова, О. И., Майер, А. А., Богославец, Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.
4. Кораблева, С. В., Мифтахова, О. А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С. В. Кораблева, О. А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.
5. Тимофеева, Л. Л., Майер, А. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.
6. Шаманская, Н. К. Интерактивные методы / Н. К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.