Лена Лысова
Инновационные методы работы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Лысова Е. Н., старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18»
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОО, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Для обеспечения активного участия педагогов ДОО в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.
К комплексу необходимых педагогических условий относятся :
• отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;
• проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОО на повышение профессиональной компетенции.
Инновационная методическая работа - часть профессионально -
управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
• обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
• обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;
• оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов.
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций.
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:
• иметь практико-ориентированный характер;
• интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;
• обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
• способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
• оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
• обеспечивать системный и комплексный подход к повышению
профессионального мастерства педагогов.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:
• реализации вариативности образовательных запросов;
• овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
• ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
• ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости е совершенствования;
• проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
• использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление
собственного педагогического опыта и творческую его переработку. Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для
использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них:
• Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
• Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать е, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
• Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОО.
Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические
и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении, является научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОО и старший воспитатель.
В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОО указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность,
формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
Литература
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОО. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004.
2. Внутришкольное управление: теория и опыты педагогических и управленческих инноваций / Под редакцией Н. В. Горбуновой. – М., 2003.
3. Журавлева А. Л. Психология совместной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 2005
4. Орлова Э. А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. – М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
5. Урмина И. А., Данилина Т. А. – Инновационная деятельность в ДОО. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.