МААМ-картинки

Презентация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Марина Елисеева
Презентация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 14»Алёнушка» города Таштагола

Подготовила

воспитатель 1 категории

Елисеева Марина Ивановна

2017г.

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Темочки:

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Однако проблема взаимодействия ДОУ с семьей в настоящее время решена не полностью. Семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь с семьей не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Источником инноваций является проблема.

В нашем дошкольном учреждении тоже возникла проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы смогли проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. А так же анкетные данные лучше помогли сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Для решения вышеперечисленных проблем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Информационно-аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные

Досуговые

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, повышение родительской культуры.

Информационно-аналитические

* анкетирование,

* опрос,

* “почтовый ящик”;

* игротека

наглядно-информационные

* выпуск газет,

* мини-библиотека,

* информационные стенды,

* сайт ДОУ

Познавательные

* нетрадиционные родительские собрания,

*мастер классы для родителей

* круглый стол

досуговые

* праздники,

* совместные досуги,

* участие родителей в конкурсах, выставках.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Из разных форм информационно-аналитической работы, мною был выбран - почтовый ящик. Я взяла простую коробку, придала ей вид реалистичного ящика «почта России» в который родители могли класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к другим специалистам, заведующей и методисту нашего ДОУ. Для ответов на заданные вопросы мною были изготовлены и наклеены конверты на дверцы каждой кабинки наших воспитанников. Планировалось более глубокие и серьёзные вопросы освещать на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и предложениями с воспитателями и эффективна в тех случаях, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

К моему великому сожалению в наш «Почтовый ящик» отправлялись только поздравительные письма. Почтовый ящик убирать не стала, т. к. он не бездействует – мы получаем поздравления от родителей в письменной форме, а затем благодарим их в устной форме. С конвертами на кабинках я решила поэкспериментировать: объявила родителям о том, что каждую пятницу в конверты будут раскладываться пальчиковые игры для изучения дома, а в понедельник мы будем играть в эти игры в группе и будет видно – чьи родители заинтересованы в полноценном развитии своего ребёнка.

Результат не заставил себя ждать: если до этого нововведения дети просто повторяли движения и только единицы проговаривали текст, то после применения этого способа взаимодействия с родителями все дети группы стали более уверенно повторять движения, и большая часть группы проговаривать текст, кто как умеет. Этот способ прижился в коллективе нашей группы и даёт положительные результаты. Более эмоциональными и общительными стали не только дети, но и их родители.

Познавательные формы работы с родителями– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

Существуют такие формы : Читательская конференция; Аукцион; Семинар практикум; Душевный разговор; Мастер класс; Поле чудес и др.

В нашей группе мы используем следующие формы родительских собраний:

«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

В ноябре для родителей и детей нашей группы провела мастер класс по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Цель: показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Ход мастер-класса

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев (В. А. Сухомлинский)

В декабре мною был организован Круглый стол по теме «Ребёнка воспитывает то, что его окружает»

В период раннего детства маленький человек активно познаёт окружающий мир. И наша задача – сделать окружение ребёнка ярким, запоминающим, интересным, эмоциональным, активным и мобильным.

И кто, как не мы взрослые поможем им в этом.

Было принято решение пополнить и разнообразить предметно развивающую среду в нашей группе.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

• родительские уголки

• папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»

• библиотека – передвижка

• фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы такие разные»

• фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «

• эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой».

Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.

Так в 201 году у нашего детского возникла идея создания сайта дошкольного учреждения. Сайт детского сада – это то, на чем основывается деятельность детского сада в Электронной Сети и его успешность. От того, как будет преподнесена информация о деятельности педагогического коллектива, а также от того, насколько частым будет обновление информации на сайте, во многом будет зависеть успех и востребованность услуг детского сада, что перекликается с условиями формирования современной модели образования дошкольного мира.

Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках. Посетить «Творческую гостиную», в которой можно полюбоваться творениями детей и испытать гордость за своего самого талантливого, умного и любимого ребенка. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.

Сайт выступает не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

В своём дошкольном учреждении мы практикуем такую открытую форму с родителями как демонстрация достижений детей.

Информация о детях- очень важный и пока ещё малообеспеченный пласт культуры взаимодействия детского сада и родителей.

Сбор информации о достижении детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Воспитатели – люди творческие, наделены изобретательными способностями, креативны, так что варианты оформления достижений детей неисчислимы: в виде цыплят, лучиков солнца, цветов, автопортретов детей, к которым или рядом с которыми крепятся записки с описанием достижений в приёмной. Наш уголок достижений оформлен в виде экрана компьютера и называется «Наш мини сайт».

Например: Илья (3 года).

Социальная компетентность.

Наблюдение. 18.12.2016 г. Катил машинку и нечаянно столкнулся с Дашей. Остановился, отставил машину в сторону, подошёл и пожалел Дашу – ласково погладил её по голове.

Достижение: научился оценивать свои поступки и понимает, что если обидел кого-то нужно пожалеть и попросить прощение.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Выставки у нас прошли следующие: «В гости осень к нам пришла и дары нам принесла» и новогодняя выставка «Мастерская Деда Мороза».

А газеты в нашей группе выпускаются к каждому празднику:

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что наши детки ещё пока маленькие и все мероприятия проходят без родителей, поэтому возникает множество вопросов по организации развлекательных мероприятий. Для удовлетворения интереса родителей все значимые мероприятия снимаются на видеокамеру и выкладываются на сайт ДОУ.

• праздники «Праздник Осени», «День рождения», «Новый год», «Прощание с ёлочкой».

• развлечения ко Дню Матери «Волк и семеро козлят», «Кем я стану вот вопрос», «День здоровья».

• вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки».

• совместные проекты создание мини- музея «Игрушки- забавы»

Цели и задачи создания мини - музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Формирование у дошкольников представления о музее.

3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

4. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

5. Познакомить с русским народным фольклором посредством игрушек-забав;

6. Воспитывать интерес к народным промыслам;

7. Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;

8. Развивать фонематический слух и активный словарь детей;

9. Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с

использованием игрушек-забав;

10. Организовать совместную деятельность детского сада и семьи по созданию экспонатов в нашем музее;

11. Повысить общий культурный уровень родителей.

Проект по благоустройству участка «Прекрасное детям».

- создание психологически и экологически комфортной среды для жизнедеятельности детей на территории ДОУ;

- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

- повышение функциональности оборудования на участке;

- создание своего «образа» территории МБДОУ №14;

- активизация творческого потенциала педагогов и родителей воспитанников;

-пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Результат по инновационным формам взаимодействия ДОУ

с семьей

Обновления во взаимодействии педагогов с семьей постепенно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение постепенно исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых и ведётся эта работа. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

держанию мероприятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников Детский сад и семья должны объединять усилия в воспитании дошкольников. На сегодняшний день Федеральный образовательный стандарт ставит.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство – это уникальный период в.

Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей «Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей» Бегма Л. П. Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС №88 г.

Презентация «Формы и методы взаимодействия педагогов с родителями» Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях.

Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса «Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи.

Консультация «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей» Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития.

Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников»Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников» Не секрет, что работа с родителями-одно из важнейших направлений ДОУ. К сожалению, современный родитель не всегда рад взаимодействовать.

Проект «Педагог и семья: современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Золотой ключик» а. Агуй – Шапсуг муниципального образования.

Современные модели и формы патнерского взаимодействия ДОУ с семьей «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом.

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей МКОУ «Торгунская СШ» Старополтавского муниципального района Волгоградской области Воспитатель Имашева Надия Фаисовна Статья: «Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 17:19
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Елисеева (УИ 213840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД