МААМ-картинки

Инновационная технология «Утренний и вечерний круг как средство обучения связной монологической речи»

Айгуль Ибрагимова
Инновационная технология «Утренний и вечерний круг как средство обучения связной монологической речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции образовательных областей. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Публикация «Инновационная технология „Утренний и вечерний круг как средство обучения связной монологической речи“» размещена в разделах

Сегодня я хочу Вас ознакомить с инновационной технологий, с формой организации образовательного процесса, «Утренний круг» и «Вечерний круг» как средства связи связной монологической речи.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. М. Дорофеевой.

В программе «От рождения до школы» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно- воспитательного процесса.

В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями

(как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие.

Основные инновации пятого издании Программы:

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.

Введены новые элементы режима дня: «Утренний круг» и «Вечерний круг».

Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений и навыков.

Сейчас мы конкретно остановимся на «Утреннем круге» и на

«Вечернем круге».

Утренний круг (групповой сбор или утренний сбор) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей т. е.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Целью организации утреннего круга являются создание положительного эмоционального настроя и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Утренний круг проводится в форме развивающего общения- диалога.

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т. е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить одназначно, не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами пришли» к правильному ответу.

Мы создаем Детское сообщество: где дети учаться быть внимательными друг к другу, учатся поддерживать атмосферу дружелюбия, учатся создавать положительный эмоциональный настрой, учаться культуре диалога (говорить по очереди, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.). Рекомендовано организовать утренний круг перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Структура утреннего круга :

. Сигнал для утреннего круга или оповещение, позывные.

Организация утреннего круга

Приветствие

Новости.

Обмен информацией.

Проблемные ситуации.

Игры по теме проекта.

Предоставление права выбора центра активности.

1. Сигнал для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, любимая песня группы, бубин, музыкальный инструмент, звон колокольчика,

«Колокольчик наш поёт, Ребятишек в круг зовет»,

Речёвка (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять). «В нашей группе солнышко,

Светит ярче всех.

Теплоты и радости,

Хватит здесь на всех.»

Ребёнок-дежурный, сюрпризный момент (внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном костюме- сказочный любимый герой,

Подвижная игра «Поезд»,» Паравозик», «Самолеты», «Парад машин».

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга.

2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Надо обратить внимание, если воспитатель сидит на стуле, то дети тоже сидят на стульях, если дети сидят на ковре, то воспитателю тоже надо туда опуститься. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Приветствие. Цель этого этапа: создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.

Задача педагога: задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день.

типичные виды приветствий

приветствия с действиями:

- «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова

– комплименты).

- «Солнечный лучик» (дети передают в ладошках, сложенных ковшичком,

хорошее настроение).

- «Паучок» (воображаемый паучок, живущий в группе, здоровается со всеми,

переходя из одних ладошек в другие).

- Речёвки (с именами детей в группы, сопровождаемые похлопыванием ритма

и движений).

приветствия с передачей предметов

стихотворные приветствия

официальные приветсвтвия

пожелания

комплименты

подарки

4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, каждый ребенок должен поучаствовать.

6. Проблемные ситуации. Важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

6. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. ли даже семейные фотографии).

7. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

Первое с чего начинается утренний круг это позывные.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга : это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов.

Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Правила подачи новостей:

• Не регламентируем- нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения.

• Не отбираем- принцип «Только хорошая информация» не подходит.

• Не вытягиваем – фразы «А почему ты молчишь?» или «Мы ещё не слышали твоих новостей» недопустимы.

• Не запрещаем- запретных тем нет.

Вернемся к структуре круга, после обмена информацией, новостей следует:

Проблемная ситуация.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации. Если вы обратите внимание, то здесь стрелка с двумя концами, т. е исходя из задач вашего утреннего круга, вы можете менять местами.

Одной из частей утреннего круга, является Динамическая пауза. Детям тяжело сидеть на одном месте и хочется подвигаться. В зависимости от обстановки вы можете определить, когда необходимо добавить движения в ваш «Утренний круг».

Следующий компонент это Игры по теме проекта.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком.

Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

«Вечерний круг» Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи :

Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Практическая значимость. (где эти знания дети могут применить)

Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

В нашем ДОУ мы внедрили и используем эту технологию. Подводя итоги учебного года, мы отметили, что дети слушают друг друга, обсуждают совместные дела, планируют свою деятельность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Семинар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогамиСеминар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогами Семинар – практикум «Новые технологии в ДОУ. Современные подходы в планировании детской активности. Утренний и вечерний круг» Мастер.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Утренний круг «Карлсон спешит на день рождения к Малышу» Конспект утреннего круга «Карлсон спешит на день рождение к Малышу» (программа "Сообщество") Цель: Развивать творческие способности у.

Утренний «круг общения» в младшей группе «Кто как готовится к зиме» I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Приветствие. -Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова.

Утренний круг в старшей группе «Труд людей. Профессии» Цель круга: обеспечение возможности конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, обучение детей планированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная технология «Утренний и вечерний круг как средство обучения связной монологической речи»
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 16:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная технология «Утренний и вечерний круг как средство обучения связной монологической речи»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Ибрагимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД