Оксана Чеботарева
Инновационная социальная технология «Готовим дома» — одна из форм социально-бытовой адаптации воспитанников СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная социальная технология
«Готовим дома»
Актуальность технологии
Инновационная социальная технология «Готовим дома» - одна из форм социально-бытовой адаптации, подготовки воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни.
Публикация «Инновационная социальная технология „Готовим дома“ — одна из форм социально-бытовой адаптации воспитанников СРЦН» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Почему мы решили начать эту работу? Ни для кого не секрет, что одним из любимых занятий воспитанников Центра (воспитанников социального приюта) – это приготовить что-нибудь вкусненькое, домашнее и потом это, что-то вкусненькое, съесть. Ну, и забыть, как и что было приготовлено. Обычно на таких мероприятиях педагоги и дети стараются, чаще всего, что-нибудь испечь (печенье, оладьи, булочки, пироги). А в процессе подготовки к праздничному столу, все с большим удовольствием готовят различные сложные салаты. Это, конечно, всё очень здорово и замечательно! Но, вот дети взрослеют, и, оказывается, остаются один на один с проблемой: надо самому купить продукты и приготовить завтрак, обед, ужин…
И вот тут выясняется, что человек не умеет сварить, пожарить самые элементарные блюда. То есть у него отсутствуют элементарные навыки самообслуживания – он не может удовлетворить потребность в пище. Нет ничего вкуснее и полезнее домашней еды. В каждой семье есть традиционные и излюбленные блюда. И вкуснее они будут тогда, когда готовят дети вместе со взрослыми. Но, к большому сожалению, не во всех семьях это практикуется.
Исходя из вышесказанного, очень важно начать учиться готовить уже в дошкольном возрасте – сначала быть помощниками у взрослых, а потом самостоятельно готовить и выпекать по рецепту и придумывать свои блюда.
Цель:
создать условия, способствующие социально-бытовой адаптации воспитанников в отделении социальной реабилитации для несовершеннолетних путем совместного с воспитателями приготовления бюджетных и вкусных блюд и выпечки.
Задачи:
- формировать у детей практические умения и навыки (нарезать разными способами фрукты и овощи, сервировать стол, замешивать, раскатывать тесто и т. д.);
- развивать познавательный интерес к кулинарии; творчество и фантазию в процессе приготовления разных блюд и выпечки;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность и дружелюбие через участие в поварском и кондитерском деле.
Сведения о ресурсах
Кадровые ресурсы:
Мероприятия социальной технологии реализуют воспитатели социального приюта :
- Горбачева И. В., Чеботарева О. А., Шаула В. В.
Материально-технические ресурсы :
Печи, посуда, продукты, кухонная мебель, фартуки, головные уборы.
Тематический план
Февраль
Кулинарная витрина «Гости на пороге»
Кексы овсяные
Заливной пирог-коврижка к чаю
Морковный салат
Март
Аудиенция на студенческой кухне «Ах, картошечка, картошка!»
Картофельное пюре
Картофель жареный
Апрель
Цикл теплых встреч «Светлая Пасха»
Кулич в хлебопечке
Яйца с начинкой
Бутерброды с сырком «Салатный»
Май Кулинарная вечеринка «Аукцион начинок»
Рулет из лаваша
Оладушки с припеком
Открытый пирог - пицца
Июнь Кулинарная мастерская «Овощи – залог здоровья»
Окрошка
Салат из капусты с зеленым горошком
Салат «Горка»
Июль Кулинарная лаборатория «Легкий семейный ужин»
Рулетики «Кабачок-зеленый бочок»
Салат с помидорами и огурцами
Август Кулинарный дилижанс «Вкусные истории»
Икра заморская (баклажанная) в мультиварке
Итальянские бутерброды с базиликом
Морковка по-корейски
Сентябрь Кулинарная завалинка «Рецепты наших бабушек»
Песочное печенье «Спаржа»
Заливной пирог с капустой
Десерт из тыквы с яблоками
Октябрь Кулинарная горница «В гостях у соседей»
Драники
Ноябрь Кулинарный тимбилдинг «Дон Макарон»
Сладкие макароны
Запеканка из вермишел
Макароны с сырным соусом
Декабрь Встреча добрых друзей «Праздник к нам приходит»
Салат «Оливье»
Салат «Селедка под шубой»
Торт «Наполеон» (хитрый вариант)
Ожидаемые результаты реализации инновационной социальной технологии
Мы предвидим, что может возникнуть вопрос, а, вернее, мнение, что в век компьютерных технологий, абсолютно все рецепты можно посмотреть в интернете, там есть даже пошаговые действия.
Но тем и полезны наши занятия, тем и значима наша инновационная социальная технология, что:
во-первых, именно взрослый (значимый взрослый) обучает детей простым премудростям азов кулинарии;
во-вторых, устанавливается более тесное общение и взаимопонимание с воспитанниками (так как в процессе совместной деятельности, а в данном случае, в процессе приготовления, идёт обсуждение, разговоры на самые различные темы, интересующие не только педагога, а, в первую очередь, детей, тем самым дети и педагоги становятся ближе друг другу;
в-третьих, даже самые «трудновоспитуемые» подростки и даже подростки «группы риска» с неподдельным интересом и активностью принимают участие в закупках продуктов, приготовлении блюд и откровенном общении с педагогом;
в-четвёртых, это, так сказать, работа по профилактике самовольных уходов и правонарушений (ребёнок занят вкусным и полезным делом, которое ему интересно, полезно и после которого уже не хочется никуда уходить);
в-пятых, мы надеемся, что полученные знания, умения и навыки на таких занятиях, у воспитанников останутся с ними на всю жизнь;
в-шестых, что касается «можно посмотреть рецепты в Интернете». Попробовав уже самим приготовить какое-либо блюдо (даже просто сварить, например, гречу) меньше шансов испортить приготовление этого же блюда дома.
Изюминкой нашей технологии мы считаем :
1. Приготовление ИМЕННО САМЫХ ПРОСТЫХ БЮДЖЕТНЫХ БЛЮД. Мы все прекрасно понимаем, что далеко не все дети и взрослые грамотно распоряжаются своими средствами. Поэтому, когда в кармане осталось не совсем много денежных средств, вот как раз и пригодятся наши советы по скромному, но вкусному бюджетному питанию.
2. Воспитанники имеют возможность очень подробно познакомиться с профессией повара (во время мастер-классов). А это, в свою очередь, может сыграть огромную роль в их жизни при дальнейшем выборе будущей профессии. А также дети начнут уважительно относиться к поварам, научатся ценить их тяжелый труд и научатся благодарить.
3. Во время совместного приготовления разнообразных блюд, а это мы уже можем сказать точно, из наших наблюдений, старшие подростки помогают младшим, заботятся о них, дают советы, показывают, что и как лучше сделать. То есть они выступают в роли наставников младшим детям, что тоже очень важно для всех, подростки не только учатся сами, но и пытаются сами учить других.
4. Воспитанники знакомятся с кухонными приспособлениями и бытовой техникой, получают первые навыки их практического использования.
Литература:
1. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина
. -- М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
2. «Тайм-менеджмент для детей», Марианна Лукашенко
3. Материалы электронного журнала «СОННЭТ», сайта «МААМ»