Галина Попова
Инновационная игровая технология «лэпбук» как средство обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная игровая технология "лэпбук"
как средство обучения дошкольников
Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте.
Темочки:
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим, перед нами,педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «Лэпбук».
Что такое лэпбук?
Лэпбук –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Актуальностью данной технологии является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.
Работа инновационной площадки подразумевала несколько этапов:
1 этап.
Подготовка нормативно – правовой документации и материально – технической базы для открытия инновационной площадки.
На данном этапе были определены участники инновационной площадки, создана творческая группа, выбран руководитель творческой группы, изучена научно – методическая литература для детального ознакомления с вопросом, было проведено анкетирование педагогов «Моё отношение к инновациям», с целью определения отношения педагогов к инновационным технологиям. Был составлен список материально – технических средств, необходимых для осуществления работы инновационной площадки.
2 этап.
Следующим этапом работы стало составление и утверждение перспективного плана работы в инновационном режиме, подбор и изучение теоретического и методического материала, поиск информации об опыте реализации подобных тем в других дошкольных учреждениях, презентация плана работы творческой группы по данной технологии на педагогическом совете ДОУ.
3 этап. Основной.
На данном этапе для педагогов ДОУ были проведены следующие
консультации:
- «Лэпбук как инновационная технология обучения в ДОУ»,
- «Лэпбук как форма организации самостоятельной деятельности детей»
- «Лэпбук как метод взаимодействия педагогов и родителей по развитию
познавательных способностей у детей»
- «Ознакомление воспитателей с различными способами изготовления
Лэпбука»
Мастер классы:
- «Технология изготовления Лэпбука»,
- «Волшебные конверты для Лэпбука»,
- «Изготовление и применение интерактивной папки – Лэпбук, в
ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром»
Практические занятия:
- Викторина «Я презентую свой Лэпбук»,
- «Лэпбук – маленькая энциклопедия»,
- Изготовление семейных Лэпбуков,
Семинар – практикум:
«Использование Лэпбука в патриотическом воспитании дошкольников»
Родительская гостинная (презентация Лэпбуков на родительских собраниях ДОУ, оптимизация их содержания)
Оформление библиотеки Лэпбуков.
4 этап.
Подведение итогов работы инновационной площадки за год.
Результатом работы для педагогов было проведение смотра – конкурса «Лэпбук – интерактивное творчество педагога», где каждый воспитатель и специалист ДОУ представил свою работу в данном направлении и презентовал свои Лэпбуки. На Педагогическом совете ДОУ педагогами были определены перспективы работы на следующий год.
(На слайдах вы можете посмотреть некоторые лэпбуки, изготовленные нашими педагогами - слайды с 12 по 22). Всего в нашем детском саду изготовлено 43 лэпбука (слайды с 23 по 26)
В результате внедрения технологии «Лэпбука» в образовательную и самостоятельную деятельность детей, коллектив педагогов добился:
– повышения познавательной активности детей;
– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышения творческой активности педагогов, родителей;
– пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные стороны:
Положительные:
- ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы;
- данный вид работы для стеснительных и необщительных воспитанников, которым тяжело находить контакт с другими детьми;
- учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща групповой характер работы;
- дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения на стремлении выполнить работу максимально хорошо;
- понимают свою значимость;
- помогает детям социализироваться в обществе
- максимально концентрирует детское внимание;
- улучшает усвоение информации;
- дети учатся отстаивать свою точку зрения;
- находят креативные решения, поставленных перед ними проблем;
- развивает детскую любознательность, самостоятельность, инициативность.
- изготавливается вручную, что способствует развитию мелкой моторики;
- создаются целые серии лэпбуков на одну тему, для более полного отображения проблемы, разные по содержанию и оформлению;
- совместная деятельность с педагогом или родителями при изготовлении лэпбука;
С какими трудностями столкнулся коллектив, внедряя данную технологию :
- большая затрата времени на планирование и поиск информации;
- достаточно долгое время уходит на изготовление лэпбука;
- дополнительное время для подготовки воспитателя (поиск дополнительной информации, интересующей дошкольников)
- материальные затраты.
Вывод: Технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности. На Педагогическом совете ДОУ принято решение о продолжении работы инновационной площадки в данном направлении.