Белишко Оксана Александровна
Инновационная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Публикация «Инновационная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи;
-развитие индивидуальности воспитанников;
-развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
-повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
-стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
-повышение интеллектуального уровня детей;
-развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
-здоровьесберегающие;
-технологии проектной и исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные;
-личностно-ориентированные;
-игровые технологии;
-технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
-компьютеры;
-интерактивные доски;
-магнитофоны;
-телевизоры;
-фотоаппаратура и т. п.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности :
-Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
-Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
-Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
-Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп
Возрастная группа Название проекта, автор Цель проекта
Первая младшая «Моя любимая игрушка», Нацевич О.
Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
«Водичка, водичка…», Ерёмина А.
Способствовать формированию экологической культуры детей.
«Наши любимые сказки», Федина М.
Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
«Безопасность и дорога», Романченко Н. Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.
«Чудо-грядка», Баландина В. Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.
Вторая младшая «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», Галенко Н. Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.
«Во лесочек мы пойдём», Гребнева Г. Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через полученные знания и умения в ходе совместной деятельности.
«Малыши-крепыши», Субботина М.
Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.
«Мойдодыр», Нарожная О. Формировать культурно-гигиенические навыки и начальные представления о ценности здоровья.
«В гости к нам пришла весна», Клеба М.
Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.
«День рождения куклы Маши», Левицкая Г.
Развивать познавательно-игровую деятельность.
Средняя «Зимние фантазии», Юрочкина Н. Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.
«Зубные помощники», Пильникова М.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
«Моя семья», Тиссен О.
Формировать у детей понятие семьи.
«Загадочные ниточки», Гнитиенко Т. Развивать речь в занимательной для детей форме.
«Все профессии нужны, все профессии важны», Журавлева О. Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.
«Защитники Отечества», Юркевич М. Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.
Старшая «Читай-ка!», Захарова В.
Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.
«Я в безопасности», Кумалагова Л. Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях.
«Моя семья», Онучина Г.
Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.
«Каждый имеет право!», Заноздрина С.
Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.
«Мой город», Романова О. Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.
«Чудесные средства общения», Герасимова Е.
Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.
«Хлеб — всему голова», Алексина Н. Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.
Подготовительная «Азбука здоровья», Слюсарь Н. Пропагандировать здоровый образ жизни.
«Транспорт», Комолова Н.
Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.
«По ступенькам к школе», Карпова Л.
Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.
«Осень — чудная пора», Демченко Г. Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.
«Микробы в жизни человека», Мулланурова О. Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов для здоровья человека.
Приучаясь убирать мусор в игрушечный пакет, дети будут становиться аккуратнее и дома
4. Игра в конверте «Чей домик» состоит из карточек с животными и разными видами жилищ. Детям нужно сопоставить их.
Чтобы выполнить задание, нужно сопоставить животное и место его жительства
5. 4 конверта с разными временами года. Требуется разложить карточки с соответствующими приметами в нужный конверт.
6. 4 картинки разных птичек, рядом квадратик с липучкой, на который нужно наклеить карточку с видом еды, которую употребляет каждая птичка.
Каждой птичке нужно подобрать правильную еду
7. Рисунок игры «Пройди по дорожке и не задень цветочки». Приучает к внимательности.
Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.
С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта
Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.
Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов
После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты
Карточки с понятными изображениями вызовут ещё больший интерес у детей при проведении опыта
Карточка фиксирует продукт, который был угадан по запаху, с закрытыми глазами
Разработка инновационного проекта в детском саду
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
-выбор направления инновационной работы;
-разработку концепции и программы инновационной деятельности;
-создание условий для реализации инновационного проекта;
-подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса :
1. Анализ и сбор информации.
2. Выбор и реализация новшеств.
3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.
Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности :
-двигательные;
-интеллектуальные;
-психологические и т. д.
По характеру педагогического процесса:
-обучающие;
-тренировочные;
-контролирующие;
-познавательные;
-воспитательные;
-развивающие;
-диагностические.
По характеру игровой методики:
-игры с правилами;
-игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
-игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию:
-музыкальные;
-математические;
-социализирующие;
-логические и т. д.
По игровому оборудованию:
настольные;
компьютерные;
театрализованные;
сюжетно-ролевые;
режиссёрские и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого.
Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.
Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе
Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.
Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью
Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:
-контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
-выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, закаливания;
-введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
-проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
-проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.
Анализ инновационной деятельности в ДОУ
По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ педагог проводит анализ проделанной работы и оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения. Пишутся цели занятий, определённые задачи, материалы и оборудование, которые использовались в работе. Указывается эффективность, которая была достигнута.
Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.