Татьяна Саленкова
Линейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИНЕЙКА – ТРАФАРЕТКА
Цель:
Способствовать развитию ориентировки в двухмерном пространстве
у старших дошкольников.
Умственное развитие детей дошкольного возраста, развитие познавательной деятельности, совершенствовании сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей.
Публикация «Линейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространстве» размещена в разделах
- Линейка в школе. Сценарии общешкольных линеек
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особое значение в подготовке к обучению в школе имеет формирование пространственных представлений и культуры движений.
Математическое развитие детей в процессе формирования умения ориентироваться в пространстве. Овладение такими способами пространственной ориентировки, как ориентировка «по схеме» с изменением точки отсчета, т. е. от любых предметов, служит основой успешного усвоения в школе азов геометрии, формирования географических представлений.
Работа с линейкой – трафареткой проводится в несколько этапов.
1) Упражнения направленные на повторение геометрических фигур (;
; ; ;и развитие навыков работы с линейкой – трафареткой. Такие упр – ия способствуют повышению качества навыков рисования, конкретизации и уточнению строения геометрических фигуры, предмета, помогают развивать умение работать в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаги, определять верхние и нижние, правые и левые углы, выделять центр.
Обводя фигуру в заданном месте и ориентируясь при этом на образец, дети учатся обозначать местоположение фигуры соответствующими словами: справа, слева, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.
2) Детям предлагают выделить и обвести на линейке одну из геометрических фигур. Далее детям предлагается несложный образец. Ребенок должен выбрать не только нужную по форме фигуру, но и понять, как надо повернуть линейку, чтобы она соответствовала контурам образца.
3) Ребенок передает целостный образ предмета с помощью геометрических фигур линейки-трафаретки, используя образец, учиться обозначать местоположение фигуры соответствующими словами.
4) Ребенок передаёт изображение образца по памяти, используя линейку-трафаретку и называя местоположение фигур и предметов
5) Предлагаются образцы в виде контурных изображений с заштрихованными элементами.
6) Дети работают только по словесной инструкции, без образца, составляя образы предметов с помощью линейки, изображая фигуры в заданном порядке и местоположении. После выполнения работы ребенку предлагается образец, с помощью которого он проверяет правильности выполнения задания, развивая тем самым самоконтроль.
На любом этапе можно предложить детям раскрасить, заштриховать фигуры или предметы. При этом дети будут упражняться в цветовосприятии цветоразличении, названии цвета. У детей будет развиваться умение определять цветовую насыщенность и контрастность изображения, а также зрительно-моторная координация.
Использование линейки-трафаретки помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в двухмерном пространстве :
Самостоятельно располагать предметы в заданных направлениях микропространства;
Менять местоположение предметов;
Определять различие в местоположении предметов в двухмерном пространстве;
Активно использовать пространственную терминологию и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (в, над, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т. д.) ;
Анализировать и словесно описывать информацию о расположении предметов в двухмерном пространстве;
Совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.
___
По материалам С. Лихачева, учителя-дефектолога, ГОУ - начальная школа – детский сад № 1616, Москва
(журнал) Дошкольное воспитание 10/ 2010 г.