Наталья Соснина
Инклюзивное занятие «На поиски игрушек» для воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья представляет собой технологическую карту занятия по теме «На поиски игрушек» для воспитанников с нарушениями зрения.
Ключевые слова: технологическая карта занятия в ДОУ, инклюзивное образование, нарушения зрения, ОВЗ.
Публикация «Инклюзивное занятие „На поиски игрушек“ для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Инклюзивное образование является одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс [5]. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить подрастающие поколение к принятию человека с ограниченными возможностями. В ФГОС говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном государственном стандарте прописаны основные принципы дошкольного образования, которые необходимо учитывать при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором находятся дети с ОВЗ.
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) [4].
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется большая группа детей с нарушениями зрения. Нарушения зрение – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм – основные виды нарушения зрения [2].
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка [3].
Обучение и воспитание в детском саду для детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-воспитательной работы по исправлению зрительной патологии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе [1].
Рассмотрим технологическую карту занятия для воспитанников подготовительной группы.
Группа : подготовительна 6 (26 детей, 5 детей с нарушением зрения: 2 детей с H ast OU, 1 ребенок – амблиопия, 1 – астигматизм, 1 – артифакия OS и оперированная эзотрапия).
Модуль: познавательное развитие.
Тема учебного занятия : На поиски игрушек.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Тип учебного занятия : итоговое.
Цель: обобщение знаний детей о игрушках.
Задачи занятия :
1. Образовательные:
– Закрепить знания детей о игрушках.
– Закрепить счет в пределах 10.
2. Развивающие:
– Развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы.
– Развивать мелкую и общую моторику.
– Развивать внимание, мышление.
3. Воспитательные :
– Воспитывать сочувствие, желание помогать другим.
Технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные
Формы организации познавательной деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Ресурсы для проведения урока: ПК, мультимедиа проектор, карточки с заданиями, разрезные картинки, аудизапись физминутки, диск с видео письмом и заданиями, игрушечные солдатики и кораблики.
Основные понятия: игрушки.
Технологическая карта занятия
1. Организационный
(1 мин)
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Воспитатель читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться;
– Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
Ребята давайте друг другу улыбнемся.
Посмотрите в группе у нас стало светлее. Это от ваших улыбок.
2. Постановка проблемной ситуации (4 мин)
Цель: Создание условий для постановки задачи через проблемную ситуацию диалог;
активизация мыслительной деятельности воспитанников, заинтересованость в предстоящей работе. Ребята, посмотрите у нас в группе не осталось ни одной игрушки, на их месте появился какая-то коробка. Давайте посмотрим, что в ней (открывает). Здесь какой-то диск и карта. Давайте посмотрим его. На диске видеописьмо от волшебницы Хранительницы игрушек : «Ваши игрушки злая волшебница Дюдюка отправила в Затерянный город. Но вы сможете их вернуть, если отправитесь туда, а поможет вам в этом волшебная карта.»
Ребята, вернем наши игрушки.
Но сначала давайте посмотрим по карте какой путь нам предстоит.
Зрительная гимнастика: проследить глазами путь до Затерянного города
3. Основной этап (22 мин)
Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение
практического задания.
1. Игра «Разрезные картинки»
Чтобы вспомнить какие игрушки у нас пропали, давайте соберем разрезные фотографии наших игрушек и назовем их.
Отправляемся в путь.
2. «Мы шагаем…» под музыкальное сопровождение
3. Дидактическая игра «Рассади солдатиков в кораблики».
Ребята, вот мы и дошли до первого препятствия - глубокого озера. Ребята кто это стоит около озера? (солдатики и кораблики разного цвета.)
Давайте рассадим солдатиков по корабликам, и они помогут нам перебраться через озеро. На корабликах написаны цифры, показывающие сколько солдатиков может плыть на корабле.
Молодцы! Справились с заданием. Теперь и мы можем переплыть озеро.
4. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
5. Упражнение «Расставь цифры по порядку»
Вот мы и добрались до следующего препятствия – дремучего леса (на деревьях написаны цифры в разброс). Чтобы пройти через лес, нам надо найти все цифры по порядку.
6. Упражнение «Вставь пропущенную цифру»
Вот мы добрались до Затерянного города. Чтобы войти в него, нам нужно вставить пропущенные цифры.
7. Дидактическая игра «Найди игрушку»
Посмотрите сколько в Затерянном городе вещей, но нам нужно найти только игрушки и сказать, где она находится.
Молодцы! Вот мы и вернули наши игрушки в группу. Собирают разрезные картинки, называют игрушки.
4. Заключительный этап (3 мин)
Цель: создание условий для рефлексии Подведение итогов.
Где мы с вами были? Для чего мы с вами туда отправились? Какие препятствия нас ждали на пути?
Рефлексия.
Как чувствовали себя на занятии?
Какое задание было самым трудным?
Что больше всего запомнилось?
Анализ занятия.
.Проведение инклюзивного занятия по теме «На поиски игрушек» для воспитанников подготовительной группы, состав которого входя 5 детей с нарушениями зрения требует соблюдения следующих правил включение зрительной гимнастики, соблюдение светового режима, соблюдение режима зрительных нагрузок, учет правильной посадки детей, использование специальной наглядности. Обязательным компонентом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 2–5 минут. Возможно сочетание зрительной, пальчиковой гимнастики и динамических пауз
Ссылки на источники
1. Ковалев В. А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
2. Подколзина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 84–88.
3. Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3–8.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».