Юлия Ларихина
Консультация для воспитанников подготовительной группы и их родителей «Красивая спина»
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся быть здоровыми.
Красивая спина.
Информация для родителей.
В «Толковом словаре» В. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».
Осанка – основа здоровья.
Почему же происходит увеличение числа нарушений осанки у современных детей?
Российские ученые называют следующие причины:
- травмы в период родов;
- высокий процент рождаемости ослабленных детей;
- несбалансированное питание;
Публикация «Консультация для воспитанников подготовительной группы и их родителей „Красивая спина“» размещена в разделах
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- информационные перегрузки детей.
Одна из важнейших причин нарушения осанки – ограничение двигательной активности.
Положение сидя является самым неблагоприятным положением, ведущим к нарушению осанки.
Что же такое - осанка?
Под осанкой ребенка понимается обычная поза, свойственная ему в непринужденном состоянии.
При правильной осанке голова и туловище держатся прямо, плечи несколько отведены назад (благодаря чему грудная клетка выступает вперед, живот подобран, в поясничном отделе имеется небольшой изгиб вперед, ноги выпрямлены.
Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.
Нередко встречаются ассиметрия плечевого пояса (одно выше другого) и боковое искривление позвоночника. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз, который характеризуется не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг оси. Специалистами установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.
Не правы те, кто считает, что красивую фигуру человек получает от рождения, как дар природы, и навечно. Если ребенок и родился с нормальным телосложением, то в дальнейшем его внешний облик и физическое развитие зависят от условий жизни с самого раннего детства.
Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время еды, занятий, труда, рациональный двигательный режим.
Размер мебели должен соответствовать росту ребенка. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет расслабиться, дать отдых позвоночник. Стопы должны стоять на полу. Если ребенок рисует за высоким столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Устав от неудобной позы, опускает одну руку; позвоночник при этом принимает неправильное положение, изогнутое положение. Если же стол низок, то ребенок вынужден изгибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи; это может вызвать сутулость.
Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает неправильное положение тела, изгиб позвоночника.
Заметив даже незначительные изменения осанки у ребенка, какие – либо изменения при ходьбе, во время сна, когда он сидит, необходимо своевременно посоветоваться с врачом (педиатром, ортопедом).
Важнейшим средством профилактики нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями.
Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, рук, ног, спины. Особое внимание следует обращать на укрепление мышц спины и живота. Именно они образуют мышечный каркас, поддерживающий позвоночник в вертикальном положении. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются наклоны, повороты в сторону. Необходимо обращать внимание детей на правильное положение тела во время выполнения упражнений, ходьбы, бега, прыжков. Это способствует закреплению навыков правильной осанки.
Приблизительный комплекс физических упражнений для детей в возрасте 6-7 лет.
Упражнения для укрепления спины для детей способствуют формированию красивой осанки без сутулости, развивают гибкость, являются профилактикой различных заболеваний позвоночника.
Приведем здесь только некоторые из упражнений:
1. «Самолет».
И. п. – ноги вместе, руки разведены в стороны на высоте плеч.
Пусть ребенок представит, что вместо рук у него крылья самолета, ему необходимо будет летать в разные стороны, делая наклоны то вправо, то влево, причем наклонять «крылья» надо именно в сторону поворота.
2. «Маленький боксер».
Для выполнения этого упражнения для укрепления спины, надо сжать руки в кулаки и имитировать движения боксера, для детей такая игра-подражание очень интересна, особенно для мальчиков.
3. «Дровосек».
И. п. – ноги слегка расставлены в стороны, а руки подняты над головой, а пальцы сомкнуты в замок.
Дети должны представить, что у них в руках топор, а внизу лежат чурбаны, которые им предстоит расколоть.
Делается большой взмах – и руки резко направляются вниз.
4. «Ласточка».
Еще одно хорошо известное и эффективное упражнение для укрепления спины для детей.
Необходимо лечь на живот и развести руки в стороны как крылья. Бедра и ноги должны быть прижаты к полу.
Дети начинают осторожно поднимать и опускать голову и грудную клетку, двигая руками, как птица крыльями во время полета.
Во время выполнения упражнения следует смотреть вперед и не поднимать слишком высоко плечи.
УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛКОЙ.
Длина палки 75 - 80 см, диаметр 2,5 - 3 см.
1. «Палку вверх». Стать прямо, ноги слегка расставлены, палку держать за концы в опущенных руках. Поднять палку над головой потянутся вверх, приподнимаясь на носочки. Опуская палку, опускаемся на всю стопу. Палку можно опускать вниз, а можно опустить за плечи, на лопатки.
2. «Повороты». Стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за два конца в согнутых руках на лопатках. Поворачиваем туловище то в одну, то в другую сторону. Стараясь спину держать ровно.
3. «Наклоны». Стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за два конца в согнутых руках на лопатках. Наклоны туловища то в одну, то в другую сторону.
4. «Перешагивание». Стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать в опущенных руках. Наклониться вперед, опуская при этом палку вниз,
перешагнуть через нее сначала одной ногой затем второй.
5.«Кто быстрее». Играть могут двое детей или ребенок и папа. Палку держать за нижний конец вертикально вверх. Поочередно перехватывать то одной, то другой рукой, ставя при этом кулак к кулаку. Тот, кто быстрее закончит - станет победителем.
6. «Пропеллер». Держать палку правой рукой за середину. Активно работая кистью, поворачивать палку вправо – влево. Потом немного отдохнуть и выполнить упражнение другой рукой.
7. «Гребцы». Сесть ноги врозь, палку держать у груди. Быстро наклонится вперед, коснутся палкой носков ног. Выпрямиться, палку к груди.
8. «Прыжки» - палку положить на пол, руки на поясе. Прыгать через палку сначала на двух ногах, а потом - то правой, то левой ногой поочередно.
Укреплению спины способствуют не только упражнения, но и подвижные игры. Выставленные в ряд стулья и задача проползти между ножками, без каких либо касаний руками и ногами – это не просто веселое времяпровождение для детей, но и отличный способ развития и укрепления мышц позвоночника.
Упражнения-игры для укрепления спины для детей.
Надуйте воздушный шарик и попросите детей лечь на живот лицом друг к другу. Пусть малыши передают из рук в руки шарик. Если участников в игре много, то «спортивный снаряд» можно пускать по кругу. Такая простая игра доставит массу удовольствия и заменит многие упражнения для укрепления спины для детей.
А вот игра, которая способна повеселить даже взрослых. Условно назовем ее «Бег на полотенцах». Дети становятся босиком на полотенца и движутся наперегонки к обозначенному финишу так, чтобы не потерять по дороге полотенце.
Это упражнение-игра предназначено не только для укрепления спины, но и ягодиц, ног, оно очень увлекательно для детей, поскольку включает элемент соревнования.