Татьяна Блинова
Инклюзивное воспитание в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное воспитание в условиях ДОО
К концу 20 века во многих странах ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) была система интегрированного обучения, согласно которой создаются коррекционные классы в общеобразовательных школах и компенсирующие группы в общеобразовательных детских садах. Однако вполне очевидно, что подобное «разделение» детей на группы создает неблагоприятную почву в социальном развитии детей: появляется чувство неполноценности, что ребенок «не такой как все». Современные тенденции образования направлены не на объединение детей в отдельные группы, а на их инклюзию.
Публикация «Инклюзивное воспитание в условиях ДОО» размещена в разделах
Инклюзивное образование – образование, направленное на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, развивающихся в соответствии с показателями возрастной нормы.
ИТОРИЯ ВОПРОСА:
Слово инклюзия – inclusion – происходит от глагола «include» (Французское происхождение – переводится как включать, иметь в составе). [1]
Концепция инклюзивного образования начала свое развитие на законодательном уровне еще в прошлом веке. Изначально, в 1989 году была принята Конвекция о правах ребенка. [2]
Далее, в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в Испании проведена конференция по образованию лиц с особыми потребностями. Именно здесь был введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.
Там же были впервые зафиксированы принципы инклюзивного образования в Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», провозгласившей:
• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей;
• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.
В 2000 году в Декаре всемирный форум по образованию дал старт Международному движению «Образование для всех».
В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, в которой статья 24 прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях. Россия ратифицировала эту Конвенцию в 2012 году.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ :
В инклюзивные группы могут быть зачислены дети с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения, а также дети с комплексными нарушениями психофизического развития. [3]
В соответствии с ФГОС ДО, содержание инклюзивного образования включается в образовательную программу ДОУ.
Так как в наше время рождается намного больше детей ОВЗ, таким образом их больше становится и в группах ДОУ. Наш детский сад является общеобразовательным, тем не менее детей с ограниченными возможностями в каждом наборе становиться все больше. Согласно Росстату в настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ОВЗ, из них значительное число детей – инвалидов, и с каждым годом эта цифра растет.
Ранее дети с ОВЗ и дети – инвалиды посещали специализированные детские сады, то сейчас согласно закону об образовании от 29.12. 2012 ФЗ 273 статья 79 Об организации получения образования с детьми с ОВЗ гласит:
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
То есть в нашей стране рассматривается две системы обучения детей с ОВЗ: инклюзивное и интегративное.
Для инклюзивного воспитания основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями считают:
1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
3. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном учреждении общеразвивающего вида нет специалистов узкой направленности, но тем не менее работа по коррекции и оздоровлению детей с ОВЗ ведется в системе и целенаправленно:
Сопровождение детей осуществляют:
- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.
- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные и индивидуальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы, также проводит работу по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей в соответствии с возрастом,
Деятельность педагогов специалистов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:
1. Диагностический этап: на данном этапе выявляем проблему, ищем пути решения, ведется подбор литературы, специалистов, для решения проблемы и оказания помощи ребенку с ОВЗ.
2. Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки.
3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в групповую работу, с использованием традиционных психологических техник и методик.
Для создания успеха у ребенка с ОВЗ игры и занятия организованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя наравне со сверстниками как физически, так и психически.
Предметно - пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Все игрушки и игры расположены в игровых центрах на уровне глаз ребенка, каждый ребенок может самостоятельно выбрать для себя игру и место, где ему будет уютно и удобно устроиться, в группе имеются уголки уединения, для атмосферного и спокойного отдыха. Все игрушки и игры расположены в зоне доступа.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются следующие задачи:
• создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
• вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
На сегодняшний день наше ДОУ посещает 3 ребенка – инвалида: 2 ребенка с нарушениями речевого развития и 1 с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Ребенок с нарушением ОДА посещает именно нашу группу ДОУ.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА:
Нарушение ОДА носит собирательный характер и включает в себя множество заболеваний. Заболеваниями, связанными с нарушениями, ОДА, страдают приблизительно 5-7% детей. Сегодня В сфере образования в РФ обсуждается идея внедрения системы обучения детей с нарушением ОДА в единое образовательное пространство, то есть рассматривается идея инклюзивного воспитания. Однако сегодня этому мешает целый ряд проблем.
Все дети с нарушениями ОДА имеют особые образовательные потребности. Перед образовательными организациями стоит задача выбора методов, приемов, технологий обучения; снабжения техническим оснащением образовательного пространства учреждения. Для детей с НОДА требуются такие возможности (методики и средства обучения, приборы, аппаратура и т. д., которые все организации страны поголовно на сегодняшний день предоставить не могут. В этом случае идет нарушение принципа включенности (инклюзии). Также инклюзии мешает и социально-психологический фактор: выработанный годами в обществе стереотип о невозможности обучения детей с ОВЗ вместе с детьми, развивающимися в соответствии с показателями нормы. [4]
Таким образом, на сегодняшний день вопрос об инклюзивном воспитании детей с нарушениями ОДА требует для своего решения серьезных затрат на оборудование, а также немалого времени для изменения подсознания общества.
Тем не менее, в моей практике есть опыт пребывания ребенка со спастической параплегией в общеобразовательной группе:
Спастические параплегии – группа наследственных нейродегенеративных заболеваний с преимущественным поражением кортико-спинального тракта, которые проявляются выраженной спастичностью и снижением силы нижних конечностей. [5]
Ребенок А. психически развит в соответствии с возрастом. Речь и моторика ребенка не имеют отклонений. Навыки самообслуживания в силу физических отклонений сформированы недостаточно. В общении с детьми открыт и дружелюбен, имеет стойкие дружеские связи в группе. Ребёнок добрый, не агрессивный, отзывчивый, готов прийти на помощь. В детском коллективе чувствует себя уверенно, при общении со сверстниками трудностей не испытывает, дружит как с многими девочками, так и мальчиками. Все дети охотно с ним общаются. В общении с педагогом открыт, легко идёт на контакт, отзывается на просьбы о помощи.
На занятиях А. проявляет познавательную активность, принимает помощь от взрослого, если в процессе деятельности возникают какие-либо затруднения, бывает недостаточно настойчив в их преодолении, но при этом переживает и через какое-то время старается найти самостоятельное решение.
Имеет физические отклонения от нормы, испытывает затруднения с передвижением, особенно при подъеме и спуске по лестнице (только при помощи взрослого, а также при выполнении физических упражнений на утренней гимнастике, спортивных занятиях и подвижных играх. Испытывает огромные затруднения при удержании равновесия, даже в состоянии покоя без передвижения (стоя на месте может упасть на бок). При раздевании и одевании обуви испытывает трудности, так как мышцы нижних конечностей слабо развиты и присутствует спазм.
Ребенок занимается по общеразвивающей программе, наряду со всеми детьми. Отклонений в интеллекте и поведении у данного ребенка нет. Наряду со всеми сверстниками включен во все виды деятельности. Для удобства созданы комфортные условия для физического и психического воспитания и развития ребенка. Воспитатель создал индивидуальный маршрут физического развития ребенка в соответствии с диагнозом, где индивидуально и с группой детей ребенок – инвалид получает необходимые для развития и становления упражнения и рекомендации. Помощь при проведении физических упражнений и гимнастики оказывает педагог группы. Педагоги помогают ребенку при проведении подвижных и хороводных игр, так как ребенок при передвижении по кругу или во время игры может упасть, то воспитатель как правило ведет ребенка за руку. Так же при спуске и подъеме по лестнице ребенок передвигается при помощи взрослого. При одевании обуви и предметов одежды так же ребенку необходима помощь, так как присутствует спазм пальцев нижних конечностей.
Так для данного ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут, где занятия проходят 2 раза в неделю по 25 мин. (индивидуально)
Типы занятий:
• Наглядные (показ картин и иллюстраций, презентации, сюжетные картинки).
• Словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой).
• Практические (гимнастика, фитбол – гимнастика, элементы йоги, игры малой подвижности, игры с спортивным инвентарем). (см приложение).